Номер 13 (656), 04.04.2003
К числу имен, которыми гордится, Одесса относится и имя Макса Авельевича Кюсса, автора известного вальса "Амурские волны". 20 марта ему исполнилось бы 130 лет со дня рождения.
Кюсс родился в семье бедного еврейского ремесленника. Детство его прошло в постоянной нужде, в борьбе с трудностями за существование. С малых лет он занимался музыкой, сочинял музыкальные произведения, великолепно играл на скрипке. Его дарование заметил Алексей Пантелеймарчук и написал рекомендательное письмо в Петербург. В 22 года его берут на должность капельмейстера. В этот период он пишет "Грезы любви", которые облетели всю Россию и принесли известность автору. А потом ежегодно выходят его произведения "Королева экрана", "Моя тайна", "Разбитая жизнь". Всего Макс Авельевич Кюсс написал свыше 100 произведений, принесшие ему не только всероссийскую, но и мировую известность. Особенно облетел весь мир его вальс "Амурские волны", который исполняли лучшие мастера сцены.
У Кюсса, как говорили специалисты, была своя композиция, которая принципиально отличала его от других композиторов России. В 1890 году Макс Авельевич был признан композитором и капельмейстером русской армии.
У Макса Авельевича был неудавшийся брак. Его супруга, из среды одесские коммерсантов, хотела, чтобы он был приказчиком в торговом деле ее отца, владельца антикварного магазина в Одессе. Ей он виделся только приказчиком, но никак не музыкантом. У них родилось двое детей сын и дочь. Но и дети не смогли сохранить брак. Из-за постоянных семейных ссор исчезла любовь и осталась только горькая действительность, в которой светлым лучом была музыка. В этот период у него появляются в произведениях мрачные мотивы. И совсем уж для Кюсса было трагедией, когда он благодаря жене и ее родственникам был оторван от музыки. Он пытался им доказать, что и музыкой в состоянии обеспечить материальный достаток семье, но в ответ слышал только грубость и оскорбления. Через пять лет их супружеской жизни в Одессе умирает от испанки жена, и Макс Авельевич переезжает во Владивосток, где становится ведущим капельмейстером 11-го Восточно-Сибирского полка. Широкие просторы Сибири и Дальнего Востока произвели на него неизгладимое впечатление. Его творчество сформировалось под влиянием демократических идей русской интеллигенции, которая поддерживала его. К таким людям следует отнести прежде всего Веру Яковлевну Кириленко, которой Кюсс посвящал многие свои произведения. Под влиянием своего друга-офицера Н. Александровского, а также от восторга Амурским заливом он и пишет вальс "Амурские волны". По просьбе командира полка Ильи Зурабовича Цинцидзе пишет марш "Трудная жизнь", за который императрица наградила Кюсса золотыми часами.
Большое влияние на Кюсса оказал Евгений Михайлович Дрейзин. Они совместно написали вальс "Березка", ставший шедевром музыкальной поэзии этих двух совершенно разных по характеру и темпераменту людей. Но их объединяло главное музыка. Капельмейстер крейсера "Аскольд" Дрейзин, житель Полтавы, участвовал в боях за Порт-Артур, был в плену. С 1907 года жил в Иркутске, где служил капельмейстером 26-го Восточно-Сибирского полка. Кюсс и Дрейзин больше никогда не встречались, хотя и переписывались до 1932 года.
С 1930-года Макс Кюсс снова в Одессе. Он главный капельмейстер полка ОГПУ-НКВД особого назначения, по совместительству преподает в музыкальном училище.
Во время Великой Отечественной войны Макс Авельевич остался в оккупированной Одессе. В 1942 году его разыскал начальник румынской сигуранцыи Никулеску и предложил в обмен на жизнь написать гимн, на что Кюсс ответил резким отказом и дал тем самым понять, что разделит участь своего народа направлявшегося в гетто на уничтожение. В декабре 1942 года Макс Авельевич Кюсс был расстрелян.
В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;
В. ДАВИДЕНКО, полковник.