Номер 12 (1158), 29.03.2013
Аркадий Райкин по праву считается артистом номером один советской эстрады. Однако далеко не всегда он был абсолютным лидером своего жанра. Были у Райкина и соперники, из числа которых выделялась Лидия Атманаки.
Она родилась в 1912 году в Керчи, в семье Георгия Атманаки - моряка с греческими корнями. После гражданской войны семья переехала в Николаев, где после окончания школы Лидия поступила в судостроительный техникум. Училась серьезно, собираясь стать инженером, по тем временам весьма статусная профессия. Но пришла в самодеятельную агитбригаду "Синяя блуза" и постепенно поняла, что именно сцена - ее истинное призвание. Поступила в театр малых форм при Доме Красной Армии.
Уже с самого начала поражала многогранность ее дарования - актриса пела песенки, читала рассказы и стихи, исполняла пародии, играла с партнерами сценки и интермедии, но излюбленным ее жанром стал музыкальный фельетон. Тут ей мало было равных, тем более что Л. Атманаки блестяще перевоплощалась не только в гротескные маски тунеядок, мещанок, стяжательниц (такими были в сталинские времена основные мишени эстрадной сатиры), но мастерски создавала и героические образы, что вообще удавалось единицам. Любимым номером в репертуаре Л. Атманаки на долгие годы стал рассказ одессита Виктора Типота "Четыре встречи".
"Беспризорная девчонка продает на улицах Одессы букетики фиалок, - описывал этот номер историк эстрады Евгений Гершуни. - Для привлечения покупателей она даже сочинила песенку "Купите фиалки, купите фиалки". Песенка становится лейтмотивом номера. Это новелла о том, как советские люди помогли беспризорнице стать настоящим человеком".
Но этот номер Л. Атманаки подготовила уже после того, как николаевский театр расформировали. Несколько артистов, в том числе и ее муж Борис Львович, создали эстрадную группу и ездили с концертами по городам и селам Украины. А весной 1935 года их пригласили в Одессу.
Довоенная пора - время расцвета одесской эстрады. В
праздничные дни в городе проводилось до 150 концертов - их
заказывали предприятия, учреждения, учебные заведения. Местные
звезды выступали по 10-12 раз в день, причем ездили на концерты
на остававшихся еще в городе извозчиках. У них даже было
негласное соревнование: кто первый выполнит норму и доложит об
этом заведующему оперативным отделом Госэстрады Исидору
Курильскому (отец будущего тренера женской сборной СССР по
волейболу Юрия Курильского). Но и артистов было немало - одних
"разговорников" (рассказчиков, куплетистов, юмористов)
насчитывалось 14. Нередко устраивались конкурсы юмористов, где
победителя определяли сами зрители. Бригада Л. Атманаки быстро
вписалась в этот отряд, став одной из самых популярных в
городе, где в эстраде всегда знали толк.
Слухи о незаурядном даровании Л. Атманаки дошли и до столицы. В 1936 году ее пригласили в Москву - на просмотр для участия в программе сада "Эрмитаж". Однако узнать о решении просмотровой комиссии актрисе так и не пришлось: муж уговорил ее вернуться обратно в Одессу. По его убеждению, в столице Л. Атманаки не дал бы развернуться всесильный тогда Николай Смирнов-Сокольский. Сейчас можно с полным правом утверждать, что это была страшная ошибка, надолго перекрывшая доступ актрисе на центральные концертные площадки. А ведь, как известно, слава делается в столицах...
Самым печальным последствием этой истории стало то, что, когда в 1939 г. с невиданной помпой проходил Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, Л. Атманаки не пригласили даже на первый тур. Между тем она вполне могла бы не просто составить конкуренцию Аркадию Райкину, который в итоге стал лауреатом второй премии (первую не присудили никому), но и имела все шансы опередить его.
На чем основано столь смелое предположение?
На сравнении репертуара двух артистов.
Райкин на конкурсе исполнял несколько вещей: пародию, в которой представлял зрителю, как бы исполнили пушкинское стихотворение "Узник" актеры различных жанров; комическую сценку "Чарли Чаплин", юмористический рассказ "Мишка", взятый из пионерского журнала "Костер". Между тем, как отмечали члены жюри и критики, в конкурсе "разговорников" практически не звучала героическая тема, не было политических фельетонистов и куплетистов. Но ведь именно в этих жанрах и блистала Л. Атманаки, а героика вообще была ее коньком. Но даже если брать в расчет сугубый профессионализм, то и тут Л. Атманаки ни в чем не уступала А. Райкину.
- Так же, как Аркадий Исаакович, - вспоминает народный артист России Владимир Рецептер, - Лидия Георгиевна любила резкую смену костюмов, мгновенные перевоплощения и легко скользила от женских к мужским ролям, щеголяя разными очками, паричками, накладными носами и т. п.
Потому я и берусь утверждать, что тот же монолог "Четыре встречи", как минимум, принес бы ей звание лауреата и открыл бы доступ к главным концертным площадкам.
Увы, но больше подобной возможности судьба ей не предоставила.
Однако все эти проблемы отодвинула в сторону война...
Уже 26 июня 1941 года из артистов Одесской Госэстрады была создана фронтовая бригада, которая выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Но уже 23 июля артисты были эвакуированы. Кружными путями они добрались до Ростова, затем оказались в Душанбе, но, в конечном счете, в декабре 1941-го бригада Л. Атманаки обосновалась в Алма-Ате, влившись в состав местной филармонии.
Казахская столица приняла одесситов с восторгом. Писатель Владимир Кунин (автор прогремевшей в перестройку повести "Интердевочка"), эвакуированный подростком в Алма-Ату, вспоминал, что "мелодекламации Лидии Атманаки сводили с ума санитарок и поварих, нянечек и раненых, врачей и местную казахскую знать... А после концерта в кабинете начальника - маленький банкетик. И само собой, гонорар со склада ПФС, что значит "продовольственно- фуражирное снабжение"... по килограмму ячневой или пшенной крупы, по бутылке хлопкового масла".
Эти впечатления подтверждаются и официальными документами. Когда в конце 1942 года на уровне ЦК Компартии Казахстана было принято решение отправить на фронт концертную бригаду, то наряду с местными звездами - народными артистами КазССР Елюбаем Умирзаковым, Жусипбеком Елебековым, писателем Габиденом Мустафиным и другими, в ее состав включили также Л. Атманаки и артистов ее коллектива - Аркадия Астахова, Бориса Львовича, Юзефа Басова и Николая Ткаченко. Бригада выступала на Калининском фронте с 8 ноября 1942 года по 18 января 1943 года - в общей сложности около 300 раз.
Концерты проходили на лесных опушках, на танках, в блиндажах, госпиталях, эшелонах, порою даже в 300 метрах от линии фронта. Репертуар был по преимуществу героический, но "на ура" шли и лирические, сатирические рассказы и куплеты, которые, что называется, на ходу сочиняли встреченные в поездке драматурги Михаил Червинский и Арнольд Арнольд. А на "бис" шла песня "Одессит Мишка", которую Л. Атманаки и ее группа исполняли с особым чувством. После возвращения в Алма-Ату актриса получила звание "Заслуженная артистка Казахской ССР". А знаменитые кинорежиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг пригласили ее сняться в сатирической комедии "Юный Фриц" вместе с такими мастерами, как Михаил Жаров, Максим Штраух, Михаил Астангов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин. И надо сказать, что кинодебютантка ничуть не уступала своим намного более опытным партнерам.
Летом 1944 года бригада Л. Атманаки приехала с гастролями в Новосибирск, где в то время базировался Ленинградский театр имени Пушкина (Александринский). Мастера этого легендарного коллектива традиционно скептически относились к эстрадникам, считая их как бы артистами второго сорта. Но талант Л. Атманаки признали даже они.
Великая актриса Екатерина Корчагина-Александровская, вспоминал А. Астахов, как-то после концерта зашла за кулисы, долго вглядывалась в Л. Атманаки, а потом произнесла с удивлением: "И откуда ты такая взялась?!"
А художественный руководитель "Александринки" Леонид Вивьен предложил ей на выбор три роли - комедийную, драматическую и трагическую; пожалуй, это была едва ли не высшая оценка удивительно разностороннего дарования актрисы. Но Л. Атманаки от заманчивого предложения отказалась - и совершенно справедливо. Она прекрасно понимала, что в большом театральном коллективе она будет лишь "одной из...", в то время как за годы работы на эстраде привыкла к статусу премьерши и расставаться с этой ролью не имела ни малейшего желания.
В апреле 1945-го коллектив Л. Атманаки вернулся в Одессу, горячо встреченный преданными поклонниками. А в феврале 1946 года бригаду направили в Германию - для обслуживания группы советских войск.
- Едва мы прилетели в Берлин, - вспоминал многолетний партнер Л. Атманаки Аркадий Астахов, - как нам тут же предложили дать концерт для летчиков - прямо в ангаре. После чего летчики посчитали нас своей "собственностью" и решили, что выступать мы будем только перед ними. Но об этом узнали в штабе и нас срочно направили в Бабельсберг, где как раз отбирали артистов для праздничного концерта в честь Дня Советской Армии.
Утром 23 февраля в гостинице, где жили артисты, первым делом появились парикмахеры, затем портные и реквизиторы, которые придирчиво осматривали одежду и реквизит, на ходу исправляя то, что сочли недостатками. Ровно в 16 часов были поданы автомобили, и артистов повезли на место выступления. Стоит ли говорить, как волновались одесситы?! Но генерал - ответственный - успокаивал их: "Сегодня будет по-домашнему, по-семейному". Так оно и оказалось. Выступать пришлось не в зале, а в огромной комнате. Посередине стоял белый рояль, а за столами сидели люди, чьи имена и лица в то время знали все - от мала до велика: Жуков, Буденный, Катуков, Ротмистров, много генералов...
- Принимали нас потрясающе, - рассказывал А. Астахов. - Жуков посадил Атманаки рядом с собой, расспрашивал о фронтовых концертах, говорил комплименты.
А потом зрители как бы поменялись местами с артистами. Жуков и Ротмистров пели, Буденный рассказывал анекдоты, почему-то сплошь дореволюционные. После этого выступления одесситов оставили в Германии не на десять дней, как планировалось, а на целых три с половиной месяца. За это время артисты дали 84 концерта, помогая также участникам армейской самодеятельности. Один из самых памятных концертов - выступление на приеме в честь польского маршала М. Роля-Жемерского - кавалера ордена "Победа", которым награждены всего 16 полководцев.
А с Жуковым и Буденным довелось встретиться еще раз - на проводах маршалов в Москву. Артисты окружили Буденного и запели: "Буденный - наш братишка..." Маршал аж прослезился...
По возвращении домой потекли будни - подготовка новых номеров, концерты, гастроли. В 1948-м выступали в Ленинграде; целый месяц зрители заполняли Театр эстрады. Видя такой успех, местные администраторы начали уговаривать артистов перебраться из Южной Пальмиры в Северную. Л. Атманаки долго колебалась, но, в конце концов, дала себя уговорить, и в мае 1949-го ее коллектив вошел в штат Ленгосэстрады, где работал и Театр А. Райкина. Знаменитый артист довольно болезненно отнесся к появлению конкурентов, тем более что с Л. Атманаки начали работать его постоянные авторы - В. Поляков, А. Хазин, В. Масс и М. Червинский. В довершение всего программу "Каждый день" согласился поставить не кто иной, как Георгий Товстоногов; хотя до БДТ и всемирной славы было еще далеко, но режиссер уже был дважды лауреатом Сталинской премии и считался в Питере восходящей звездой.
Лидия Атманаки со своим коллективом проработала в Ленинграде без малого 15 лет, много гастролировала по стране. Но тогдашняя пресса эстраду не жаловала, отзывов на ее выступления - мизерное количество. Записи концертов отсутствуют. Так что получить представление о мастерстве актрисы можно лишь по крайне редким ее появлениям на киноэкране. Самая известная из ролей - в фильме 1956 года "Она вас любит", где Л. Атманаки сыграла портниху-шляпницу Веронику Павловну - соседку главного героя Канарейкина (Г. Вицин). Нынче если картина и помнится, то лишь благодаря одной фразе, сказанной как раз героиней Л. Атманаки: "У меня назревает новое недовыполнение по шляпам. Я создаю сейчас новую модель".
Возможно, актриса сыграла бы больше ролей, когда бы не болезнь. Рак был обнаружен слишком поздно, чтобы оставались хоть какие-то шансы на выздоровление. Лилия Атманаки умерла 5 марта 1963 года, прожив всего 51 год. Лишь две ленинградские газеты поместили некрологи. А в трехтомной истории советской эстрады, вышедшей всего лишь через 15 лет после смерти актрисы, ей отведены ровно четыре строчки.
Александр ГАЛЯС.
На фото:
- одесские артисты в Берлине, 1946 г.;
- рекламная открытка;
- в кругу друзей.