Номер 11 (756), 25.03.2005

К 105-летию со дня смерти Ивана Константиновича Айвазовского

"...БЫЛ ЧИСТЫЙ ХОЛСТ, ТЕПЕРЬ НА НЕМ БУШУЕТ МОРЕ"

Он написал около шести тысяч картин. Был известен и признан едва ли не с самых молодых лет. Восхищаясь его живописью, замечательный английский пейзажист Тернер даже посвятил ему стихотворение:

...Прости мне, художник,
Если я ошибся, приняв картину
за действительность, –
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною...

Он много путешествовал. Бывал во Франции и в Италии, в Голландии и Англии, на Кавказе и в Малой Азии, в Египте и в Америке. Участвовал в морских баталиях. Но его излюбленным местом оставалась Феодосия, где он прожил большую часть жизни. А неизменной темой творчества – море.

Иван Константинович Айвазовский, блестящий русский маринист, прожил в искусстве долгую жизнь. Менялись стили и направления, сменяли друг друга поколения художников, но для многих Айвазовский попрежнему оставался непревзойденным мастером морского пейзажа. Да и сегодня кто не знает его "Девятый вал"? С остовом корабля и бушующей лавиной волн. Или знаменитую "Радугу" с изображением тонущего в штормовой буре парусника? Айвазовский передает силу морской стихии с необыкновенным темпераментом. Его герои находятся во власти судьбы, рока. В своих пейзажах Айвазовский завязывает своеобразную интригу: ситуация повторяется "на грани", людей вот-вот поглотит морская пучина или, напротив, позволит им уцелеть.

Художник А. Рылов уже в поздние годы с восторгом вспоминал, как был свидетелем работы над картиной "Шторм": "Айвазовский... осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм... качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море".

Но Айвазовский любил и тихие утренние морские виды. Его так называемые голубые марины изображают прозрачную гладь волн, таюшие в дымке облака, стройные силуэты парусников. Любил писать и навевающие "поэтические грезы" лунные пейзажи. Мастерски создавал картины морских баталий – "Чесменский бой" (1848), "Бой у острова Хиос" (1848)... Но наибольшего успеха он добивался, когда отказывался в своих маринах от гибельных сюжетов с бурями и кораблекрушениями. Такие работы стали появляться в позднем периоде его творчества. А одной из самых ярких стала картина "Черное море" с изображением бесконечного морского простора.

Конечно, далеко не все картины равноценны. Но среди маринистов, которых в истории русской живописи совсем не так много, Айвазовскому по праву принадлежит выдающееся место.

Живя в Феодосии, художник ежегодно отправлялся с выставками своих картин в различные города России, а иногда и за границу. В Одессе Айвазовский устраивал персональные выставки в 1846, 1850, 1851, 1864, 1865, 1867, 1877, 1884, 1886 годах.

Одессе посвящен и ряд полотен художника: "Вид Одессы ночью", "Вид города Одессы ночью", "Вид на Одессу с моря", "Буря у берегов Одессы". Ценным собранием произведений Айвазовского (около 20 работ) располагает Одесский художественный музей. В их числе широко известная картина "Пушкин на берегу Черного моря", написанная И.К. Айвазовским за три года до смерти в 1897 году (фигуру А. С. Пушкина написал Репин).

История сохранила любопытный эпизод из жизни великого художника, имеющий отношение к нашему городу.

У друга Айвазовского архитектора Монигетти, в Ливадии, предстояли крупные строительные работы, для которых нужны были в большом количестве специалисты – мраморщики, скульпторы, резчики по камню, лепщики и другие рабочие, которых в Ялте не было. Надо было преодолеть большие затруднения: подрядить их в Петербурге и доставить из Петербурга в Ялту. Монигетти был очень озабочен, но когда узнал об этом Айвазовский – он обрадовался. Ему было известно, что на окраинах Одессы большим табором в ужасных условиях, без всяких средств к существованию ютились выписанные Воронцовым итальянские рабочие. Не задерживаясь в Петербурге, Монигетти отправился в Одессу и действительно нашел своих сородичей в ужасном состоянии. Айвазовский был рад тому, что удалось вырвать из нужды попавших в беду людей и помочь другу.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.