Номер 10 (906), 21.03.2008
Арест президента Государственной судоходной компании "Черноморское морское пароходство" (ГСК ЧМП) Евгения Кожевина вызвал резкие протесты его коллег. Комментируя это событие, они прозрачно намекают, что такие действия правоохранителей могут быть направлены на то, чтобы поставить крест на планах возрождения украинского торгового флота.
АРЕСТОВАЛИ ЗА ПОЕЗДКИ
Поводом для ареста Кожевина и заключения его в Лукъяновскую тюрьму стало (как и для экс-министра транспорта Николая Рудьковского) обвинение в нарушении им условий подписки о невыезде. В июле 2005 года против Кожевина было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 364 "Злоупотребление властью или служебным положением" и ч. 1 ст. 366 "Служебный подлог" Уголовного кодекса Украины. До своего назначения президентом ЧМП Кожевин работал заместителем начальника Одесской железной дороги по финансовой части. Убытки государственной казны, по данным ГУБОП, достигают 50 млн грн. На время следствия, которое тянется уже более двух с половиной лет, .Кожевину была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде из Одессы. Но, несмотря на это, утверждают в милиции, обвиняемый неоднократно нарушал условия подписки.
- Чиновник без разрешения следователя неоднократно выезжал в другие города страны и за границу - в Российскую Федерацию, Турцию, Вьетнам и Египет, - сообщили в пресс- службе ГУБОП. - Также он систематически уклонялся от участия в следственных действиях. К примеру, в прошлом году он несколько раз сообщал, что не может приехать на допрос к следователю, поскольку находится на больничном. Но, как установила проверка, именно в это время чиновник выезжал в командировки за пределы Одессы.
Все это стало причиной обращения представителя Генпрокуратуры в Печерский райсуд Киева с просьбой разрешить арест обвиняемого. Суд удовлетворил это ходатайство, и когда Евгений Кожевин в очередной раз отлучился из Одессы, его вызвали в Киев для участия в заседании коллегии Минтранса. Оперативники УБОП одели ему наручники в тот момент, когда он выходил из вагона пассажирского поезда. А через три часа после ареста в одесском офисе ЧМП на Дерибасовской появились следователи Генпрокуратуры с ордером на проведение обыска и выемку документов в кабинете президента ЧМП. В документах, на основании которых проводился обыск, было сказано, что целью этих следственных действий является выемка документов, относящихся к расследованию уголовного дела о хищениях на железной дороге. Но, несмотря на это, следователи изъяли в кабинете Кожевина, а также в юридическом отделе пароходства и бухгалтерии всю документацию нашей госкомпании за последние 3 года ее деятельности.
ПЛАН ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ЗАРУБИЛИ
Юристы ЧМР уже давно ведут работу по возвращению пароходству принадлежащих ему кораблей, которые в первые годы независимости Украины были с помощью различных коррупционных схем "вымыты" из собственности компании. Чаще всего корабли изымались судебными инстанциями на основании фальсифицированных долговых обязательств пароходства. Таким образом, из более чем 300 современных грузовых и пассажирских судов, которыми владело пароходство во времена СССР, к 2000 году в собственности госкомпании осталось всего 3-4 корабля. Однако администрация ЧМП во главе с Кожевиным активно принялась доказывать в отечественных и иностранных судебных инстанциях необоснованность предъявляемых претензий и пыталась вернуть разбазаренную по всему миру украинскую собственность.
- Чтобы погасить все реально существующие, а не фиктивные долги, которые накопились у ЧМП в 1995-1996 годах, на сегодняшний день необходимо выплатить 33 млн гривен, - рассказали нам в ЧМП. - Эту сумму планировали перечислить кредиторам на протяжении ближайших трех месяцев. Рассчитавшись полностью с долгами, мы могли бы заняться возвратом арестованных кораблей и таким путем постепенно возродить былую мощь Черноморского морского пароходства. Кстати, именно для того, чтобы утвердить в Минтрансе окончательный план вывода ЧМП из кризиса, Евгений Кожевин и отправился 26 февраля в Киев. Но вместо того, чтобы получить одобрение этого плана, президент пароходства был арестован, и теперь перспектива возрождения ЧМП поставлена под вопрос. Дело в том, что трудовой коллектив абсолютно уверен, что арестовали Кожевина с одной единственной целью - отстранить его от руководства компанией и поставить на его место другого человека.
Эта версия вовсе не надумана, утверждают мои собеседники. Якобы даже известна кандидатура, которую выдвигают на пост президента, - это частный предприниматель А.
Многие сослуживцы Кожевина убеждены, что его арест заказали какие-то влиятельные лица, которым невыгодна нынешняя юридическая активность компании по возвращению разворованного у нее госимущества. Аргументируя свою версию, соратники Кожевина утверждают, что повод для ареста выбран надуманный. По словам пресс-секретаря ЧМП, каждый раз выезжая из Одессы, президент уведомлял следственные органы о своих планах и получал у них необходимые разрешения. И все те заграничные поездки, о которых упоминается в сообщении пресс-службы ГУБОП МВД Украины, Кожевин совершал исключительно в служебных целях. Например, в Египет он ездил, чтобы уладить вопрос с кредитором, который предъявлял пароходству необоснованные претензии на 20 миллионов долларов. Однако все документы, подтверждающие, что следственные органы санкционировали эти поездки, хранились в рабочем кабинете президента пароходства и во время обыска, утверждает пресс-секретарь ЧМП, были изъяты следователями Генпрокуратуры. Именно по этой причине адвокат Кожевина пока не может предъявить их суду, чтобы доказать необоснованность ареста своего подзащитного.
ВЕТЕРАНЫ - ЗА
Такого же мнения придерживается совет ветеранов ЧМП.
- Мы пока не знаем точно причину его ареста, - рассказал председатель совета Степан Григорюк. - Одни говорят - арестовали за старые дела на железной дороге, другие - по пароходству. Если бы дело касалось ЧМП, мы бы отстаивали его. А так мы не можем выступить ни за, ни против. Но, во всяком случае, мы очень признательны Евгению Кожевину за его работу в ЧМП. Он очень многое сделал для нашего пароходства: выплатил задолженности по зарплате, приобрел два судна, которые работают и приносят прибыль. Совету ветераном постоянно выделялась помощь. Ветераны и так обездолены, и если мы потеряем поддержку руководства, то будем очень обижены. А это может случиться, если во главе ЧМП поставят какого-нибудь олигарха.
Мы думаем, что арест Кожевина связан с делом о разворовывании последнего имущества, оставшегося в пароходстве. Лакомым кусочком давно служит межрейсовая база моряков с территорией 5 га у моря. Сейчас сотка в этом районе стоит порядка 100 тысяч у. е. И каждый стремится ее захватить. Два года назад сонатор Иванов получил фиаско в арбитражном суде. Мы вышли с лозунгами "Руки прочь от ГСК ЧМП" и отстояли наши позиции. Прошло два года. Но все время кто-то не спит, мечтая захватить территорию межрейсовой базы моряков. Мы думаем, что дело Кожевина будут специально тянуть, мурыжить, чтобы ЧМП не могло развиваться.
Мы жалеем, что такое случилось. Он очень старался возродить ЧМП. Но правительство не шло ни на какие уступки. Он сам старался добыть средства, умудрился из старых судов сделать новые - портового назначения. Сегодня уже три наших танкера работают на Каспии. И дело бы подвинулось и дальше, если бы Евгений Кожевин продолжал возглавлять Черноморское пароходство.
"СУДИТЬСЯ ДО КОНЦА"
Рейдерским атакам в последние годы ЧМП подвергалось не раз. Так, в 2006 году участок на ул. Воробьева был выставлен на аукцион и продан за 55 млн грн. Данный участок был выделен ЧМП еще в 1947 году. Там находились антенные поля пароходства. Предприятие должным образом следило за участком, и за землю выплачивался определенный налог. С ноября 2005 года предприятие пыталось оформить документы на право собственности на землю через горисполком, однако все попытки были напрасны успехом. ЧМП обратилось в хозяйственный суд Киева, и на все объекты ЧМП суд установил госсобственность. Перед аукционом пароходство обратилось в Одесский апелляционный суд с требованием воспрепятствовать продаже земли. 27 марта был наложен запрет на проведение аукциона, но 29 марта решение о запрете отменено.
Евгений Кожевин был намерен судиться до конца, обращаясь во все необходимые инстанции. Благодаря ему, общественности стало ясно: далеко не все потеряно, разграбленное предприятие еще имеет резервы, а не только одно название. Но если компанией будут управлять прежние руководители, то банкротства ЧМП не избежать.
Подготовила Инна ИЩУК.
Примечание. Редакция готова предоставить
возможность для изложения других точек зрения.