Номер 10 (755), 18.03.2005
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ
Недавно "Контекст-Причерноморье" обнародовало весьма симптоматичное заявление заместителя начальника Одесского городского управления образования Виктории Ищенко. Она сказала, что на ее взгляд сейчас выделяется два основных типа педагогов. Первый настоящие профессионалы, которые ценят свой труд и хотят получать за него достойную зарплату. Вторая категория это люди, работающие в школе просто из-за того, что им некуда больше деться.
Таких откровенных высказываний мы давно не слышали от школьных работников столь высокого ранга.
По поводу "достойной зарплаты" наше учительство говорит не первый год, десятилетие и даже век. В прошлом веке, после громогласного заявления большевистского гуру В.И. Ленина, что, мол, учителя надо поднять на такую высоту, на которой, дескать, он никогда не был, зарплату учителя на достойную высоту так и не подняли. Между прочим, лишь сравнительно недавно мне довелось прочитать о том, что "если февральская революция вызвала в учительстве мало сочувствия, то Октябрьская была встречена им крайне враждебно, и в очень значительном количестве мест начался учительский саботаж, школы стали, учителя и дети сидели по домам".
Что ж, видимо будущие советские учителя чувствовали, что до учителя гимназии дореволюционной школы им никогда не подняться. Прежде всего, конечно, в социальном плане. Вот отец Ленина, будучи по сегодняшним меркам завоблоно, получил генеральский чин и дворянство.
Впрочем, я слышу голос сегодняшнего учителя: Бог с ним, с дворянством, пусть нам зарплату выплачивают вовремя. Что да, то да!
"Кавов учитель, такова и школа" эту истину прекрасно знают все. И поэтому все режимы всегда обращали самое пристальное внимание на подбор учителей. И если в этом архиважном деле у вас не все благополучно, надо бить тревогу и, как говорится, делать оргвыводы.
Как же сделать так, чтобы учителей первой категории стало больше, а второй все меньше и меньше?
Во-первых, конечно, наша дорогое, молодое правительство должно сделать так, чтобы нашему украинскому учительству не пришлось петь тот "МАРШ УЧИТЕЛЯ" (на мотив "Буденновской"), который пели в году 1927 через 10 лет после октябрьского переворота:
"Мы красные просвещенцы,
И про нас
Историки когда-нибудь
Дадут рассказ
О том, как в дни тяжелые,
Нависшие над школою,
Голодные, упорные,
Вперед мы шли..."
Можно, безусловно, заменить "красных просвещенцев" на "помаранчевих вчителiв", но любой школьник знает, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬСКИЕ СУММЫ ИЗМЕНИЛИСЬ КАК МОЖНО В БОЛЬШУЮ СТОРОНУ.
Это условие № 1 нашей далеко непростой задачи.
ОПРОС, ПРОВЕДЕННЫЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, дабы мы такой решили провести, ПОКАЗАЛ БЫ, ЧТО ВЕСЬМА БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ УЧЕНИКОВ (в зависимости от того, какая она, "учительница первая моя") ВЫБЕРУТ УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИЮ. Особенно девочки.
Здесь опять же один из парадоксов нашего школьного дела. Более 70 % наших учителей женщины. Так было раньше (1927 г. 71 % учительниц), так и есть теперь. А между тем, все крупнейшие дидакты с мировыми именами от Платона и Гербарта до Ушинского и Сухомлинского мужчины. Правда, К.Д. Ушинский начал свою педагогическую деятельность в 1854-55 учебном году в Гатчинском сиротском институте для девочек, куда был зачислен на должность преподавателя русской словесности и географии. Но кому, скажите, от этого легче? Не возвращаться же нам опять к раздельному обучению! Лучше, давайте, вернемся в тот класс, где мы проводили профессиональный опрос. Однако о процентном преобладании учительниц над учителями не забудем. Как говорится, будем держать в уме...
С годами, когда личность первой учительницы станет отходить на второй план и такая опосредованность станет ослабевать, число учащихся, которые бы выбрали профессию учителя, значительно сократится. Она может даже равняться нулю, если среди учителей-предметников не найдется ни одного, достойного подражания. И тут для мальчишек было бы очень важно иметь таким идеалом УЧИТЕЛЯ, а не училку. Ибо самое лучшее воспитание это воспитание на личном примере: ДЕЛАЙ КАК Я!
И в младших, и в средних, и в старших классах почти безотказно вступает в силу другой, чуть ли не самый главный стереотип, СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРИМЕРА. Как писал в свое время Джек Лодон: "Киш сын Киша". Сын вождя должен вырасти вождем, должен стать вождем. Безусловно, если эти учителя-вожди отец или мать учителя, как говорится, от Бога. Настоящие профессионалы, как говорила Виктория Ищенко. Тогда их сын или дочь, вполне вероятно, поступят в педагогический университет им. К.Д. Ушинского. И такую семейственноть необходимо приветствовать и всячески поддерживать, поощрять и пропагандировать. Эта не та семейственность наших министров-капиталистов, которые, якобы отказавшись от бизнеса, передают его своим женам, будто муж и жена не одна сатана. Извините, к слову пришлось. Нельзя же нас с вами держать за того дурака из польского анекдота, как говаривал Штирлиц. Впрочем, ведь школьное дело, подготовка учительских кадров это тоже политика. И такая ПОЛИТИКА, от которой, в конечном итоге, зависит будущее страны. Ведь все не смогут уехать в Кембридж или Оксфорд, даже в Варшаву не всех возьмут. И одними вундеркиндами ни одно государство не обойдется. Нужны "рядовые, бравые солдаты Швейки" рядовые, но бравые, честные и преданные делу на всех рабочих местах, от мала до велика. Надо, чтобы каждый из них был на своем месте, был профессионалом до мозга костей. Как, например, те же японцы. Если японец, скажем, почтальон, то не только он, вся его семья, так сказать, почтальоны. Они живут, дышат этим почтальонством. А японская образовательная система, кстати, одна из самых передовых на сегодня, и именно в ней зарубежные аналитики видят одну из причин "японского чуда".
Итак, Киш сын Киша, а сын или дочь учителей учителя. Так было, так есть и так будет. Очень наглядно и рельефно выступает задекларированный нами принцип: у музыкантов у музыкально одаренного Киша сын или дочь всегда, почти всегда, станут кишами. А насколько они будут ТАЛАНТЛИВЫ это уж от Бога. Самый близкий пример Ойстрахи, отец и сын. А вот еще несколько примеров из ближнего и дальнего зарубежья ВИАРДО-ГАРСИЯ Мишель Полина (1821-1910) французская певица, меццо-сопрано, вокальный педагог и композитор.
Родилась в Париже, в семье известного испанского певца и композитора Мануэля Гарсия. Ее сестрой была известная певица М. Малибран. В 1871-75 гг. П. Виардо профессор Парижской консерватории.
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875-1961) известный пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель. Родился в Кишиневе. Занимался фортепиано с матерью и сестрой с пяти лет. Гольденвейзер является создателем одной из крупнейших пианистических школ. Среди его учеников Д. Башкиров, Г. Гинзбург, К. Кабалевский, Т. Николаева и др. Его квартира стала музеем (с 1955). Каждый четверг здесь собираются ученики Гольденвейзера, его друзья и просто любители музыки.
И наконец (Бог троицу любит!), ОРФ Карл (1895-1982) известный немецкий композитор, педагог и музыковед.
Родился в Мюнхене в семье военного. Музыкой увлекалась вся семья. Им создана музыка для детей "Шульверке" собрание, включающее песни для хорового исполнения с инструментальным сопровождением, упражнения в произношении и декламации, ритмические упражнения. Они выпущены в пятитомнике "Музыка для детей" ("Мusik fur Kindern"). Это наиболее значительный опыт построения детского коллективного музицирования. В основу труда легла методика, выработанная за 10 лет работы в школе, гимнастики и танца. Это собрание переведено на 20 языков.
Карл Орф разработал систему всеобщего детского музыкального воспитания, основанную на коллективном музицировании детей. Исследовательским центром по подготовке педагогов по системе Орфа стал Институт музыкального воспитания в Зальцбурге, созданный им в 1962 г.
А теперь скажите, что постоянное домашнее музыцирование, которое процветало в семье Орфов, где музыкой увлекалась вся семья, не было главной причиной создания Карлом Орфом педагогической музыкальной системы, "основанной на коллективном музицировании детей". Вспомните А. Сент-Экзюпери с его бессмертным: ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА!!!
Вывод № 1 будущих педагогов следует рекрутировать прежде всего в семьях самих учителей. Конечно, если эти учителя настоящие профессионалы, а не случайные люди в народном образовании. Больше того, учительские отпрыски должны быть зачисляемы в педагогические вузы вне конкурса и им должна предоставляться стипендия на протяжении всех лет обучения.
Что касается всех прочих, то должен быть налажен самый строгий профессиональный отбор, сегодняшняя компьютерная техника позволяет это сделать. Если бы еще в школе была поставлена как надо профориентация, это облегчило бы задачу. У тех же японцев это дело в школах поставлено на широкую ногу. Интересный опыт в этом плане имел в свое время Смольный институт в 1917 г. он был эвакуирован из революционного Петрограда в Харьков; там были так называемые ПЕПИНЬЕРКИ девушки, окончившие это среднее закрытое учебное заведение и оставленные при нем для педагогической практики, т.е. будущие гувернантки, учительницы маладших классов и классные дамы. Если отбросить сословность Смольного института и обособленность тогдашнего женского образования, то рациональное зерно тут есть. А коль скоро нашим учителям повысят зарплату, то наши школы уже не будут напоминать Смольный институт благородных девиц, кстати, и наши педвузы тоже.
Одесса имеет богатые педагогические традиции: здесь работал один из корифеев педагогической науки Пирогов. К.Д. Ушинский, редактировавший в 1860-62 гг. "Журнал Министерства народного просвещения", написал о нем статью "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова"; можно привести ряд других славных имен из области педагогики и психологии. В педагогическом университете им. К.Д. Ушинского работают знающие педагоги и методисты, психологи: недаром совсем недавно (2001 г.) они выпустили замечательный учебник "ПЕДАГОГIКА" "Навчальний посiбник", под эгидой Мiнiстерства освiти i науки Укра⌡ни та Пiвденноукра⌡нського державного педагогiчного унiверситету iм. К.Д. Ушинського.
Под руководством такого научного и методического центра, я уведен: наши учителя справятся с вызовом времени. Тем более, что 70 лет назад в Одессе уже был ЗАОЧНИЙ СЕКТОР УКРА⌠НСЬКОГО ПЕДАГОГIЧНОГО IНСТИТУТУ по адресу: г. Одесса, ул. Комсомольская, 1; заведующий профессор Б.М. Редак.
Рис. А. Костроменко