Номер 9 (1056), 11.03.2011

ШОК... И НИКАКОЙ ТЕРАПИИ

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) всегда было и остается проблемной темой. Проходят годы, меняются власти, а воз и ныне там. Вот и сейчас одесситов повергло в шок известие об очередном повышении тарифов на электроэнергию, газ, воду, отопление. Что творится в данной сфере и имеется ли выход из ситуации? С этими вопросами мы обратились к известному специалисту в данной сфере, кандидату экономических наук, руководителю "Ассоциации содействия муниципальным реформам и защите прав городской громады" Владимиру Максимовичу.

- Лучше всего охарактеризовать нынешнее состояние Одессы и настроение одесситов может последняя фраза из всем известного анекдота: "Так то еще, оказывается, была светлая полоса!" Увы, но анализ городского бюджета 2011 года еще более усугубляет это чувство. Ведь средств в бюджете на капитальный ремонт жилья и реформу ЖКХ практически не предусмотрено. При бюджете развития 263 млн гривен 162 млн гривен будут направлены на погашение кредиторской задолженности.

Кстати, сам бюджет города вызывает у меня много вопросов. Например, планируется рост производства и реализации продукции на 8 %, а рост зарплаты - на 15 %. Но ведь не надо быть Леонтьевым или К. Марксом, чтобы предвидеть обострение социальных проблем и новый виток инфляции. В советские времена для увеличения зарплаты на 1 % требовалось обеспечить рост реализации товаров или услуг на 3 %, ибо нельзя есть больше, чем производишь. И отрицательное платежное торговое сальдо Одессы тоже никого не беспокоит. Из того же бюджета видно, что в 2011 г. объем экспорта предприятий города составит 0, 8 млрд гривен, объем импорта - 2,8 млрд гривен. Дефицит - 2 млрд гривен.

За счет чего же планируется пополнить бюджет Одессы, помимо 200 млн гривен от продажи имущества и городской земли? За счет повышения стоимости аренды и усиления налогового пресса на малый и средний бизнес, который и так в Одессе умирает. Эта медленная смерть видна из анализа выполнения бюджета города за 11 месяцев 2010 года. То, что объем поступлений налога от доходов физических лиц составил 93 %, при том, что план по фиксированному налогу, плате за госрегистрацию, единому налогу, госпошлине и даже админштрафам перевыполнен, говорит о стагнации, предвестнике рецессии. Это косвенно подтверждается и невыполнением плана по патентам и плате за аренду земельных участков. Перевыполнение плана по налогу с рекламы подтверждает как падение торговли, пытающейся благодаря рекламе найти сбыт, так и то, что рекламный бизнес на подъеме. Двукратное же перевыполнение плана по прибыли предприятий коммунальной собственности говорит о том, что предыдущая городская власть таки работала с коммунальными предприятиями.

В сохранении социальных программ бюджета города 2011 г. больше заслуга государственных дотаций и трансфертов, фактически покрывающих все затраты. В то же время проблема социальной справедливости требует отдельного рассмотрения, т. к. неправильная ее трактовка городской властью приводит ко многим проблемам и социальным потрясениям. Ведь социальная справедливость - это не только предоставление всех предусмотренных законом льгот, субсидий, дотации и просто помощи конкретному представителю социально необеспеченного слоя населения. Социальная справедливость - это поддержка и стимулирование активной гражданской позиции, желания граждан трудиться и находить пути решения возникающих проблем.

В Библии сказано, что если голодные попросят у вас еду, то дайте им сеть и научите ловить рыбу. Тогда и они, и их дети всегда будут сытыми. Эта библейская заповедь предупреждает нас об опасности культивирования в обществе потребительских и иждивенческих настроений. Но наш депутатский корпус об этом всегда забывает. Формируя "социально ориентированный" бюджет, депутаты не думают о тех гражданах, которые наполняют этот бюджет, своим трудом создают все блага и этим развивают город. Мы вот уже 20 лет живем в условиях рыночной экономики, а подход к финансированию и соответственно управлению городом - социалистический. Не может бюджет города, на 95 % наполняемый за счет налога на доход физических лиц, содержать весь жилой фонд города. Попытки наполнить бюджет за счет повышения стоимости аренды земельных участков и муниципального нежилого фонда, а также продажи и того, и другого дают обратный эффект. Дорогая продукция и стоимость услуг одесских предприятий делают их неконкурентоспособными, поэтому в перспективе мы рискуем потерять привлекательность Одессы как туристического центра.

Наполнение одесского рынка более дешевыми товарами, произведенными за пределами города, приведет к банкротству расположенных в городе предприятий. Вот такая у Одессы перспектива.

- Как вы считаете, понимает ли это руководство города?

- Бюджеты большинства городов мира имеют другую структуру. Они адресно поддерживают только социально незащищенных, не уничтожая при этом тех, кто способен кормить свои семьи, создавать рабочие места, платить налоги городу, то есть трудоспособное и активное население.

Сегодняшние и завтрашние руководители города должны уметь спрогнозировать, смоделировать ситуацию как минимум на 5-10 лет вперед. Нельзя в угоду одним (пусть и малообеспеченным) ущемлять интересы большинства граждан, вполне заслуживших право за свои налоги, внесенные в бюджет города, жить достойно, не теряя мотивации к труду. Кстати, это не мечты - так живут люди в большинстве городов Европы, куда мы так стремимся в последние годы. У них совершенно иная структура бюджета городов. Но и другое отношение граждан города к всеобщему достоянию - своему городу.

Планы городского руководства - наполнить бюджет города за счет борьбы "с зарплатой в конвертах", как и за счет повышения размера арендной платы, - ошибочны и будут иметь обратный эффект. Для того, чтобы увеличить наполнение городского бюджета, необходима серьезная программа восстановления экономического потенциала города, предусматривающая стимулирование предприятий легкой промышленности (швейное, обувное), перерабатывающей (консервный завод, чаеразвесочная фабрика), электронной и машиностроительной промышленности, а также создание условий для развития предприятий с высокотехнологическим, наукоемким, экологически безопасным промышленным производством с использованием нанотехнологий. Программа должна предусматривать стимулирование дальнейшего развития города как транспортного трансконтинентального узла, торгового и делового центра. Отдельным разделом должен быть предусмотрен комплекс мер по поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развития сферы общественного питания, развлечений и отдыха, становлению среднего класса и гражданского общества.

Важнейшей целью данной программы должно быть расширение источников пополнения городского бюджета за счет прямого участия коммунальных предприятий в созданных с участием города совместных предприятиях. (При этом долевым участием города может быть земельный участок, объект коммунальной собственности, интеллектуальная собственность или право на конкретный вид деятельности.) Реализация такой программы позволит не только максимально способствовать развитию экономики, но и превратит город из пассивного собирателя налогов и сборов в субъект экономических, инновационных отношений, сформирует климат сотрудничества и социального партнерства. А пока все решения НКРЭ о повышении тарифов и заявление городского головы о его планах наполнения бюджета вызывают у одесситов только шок и депрессию. Однако для проведения шоковой терапии тоже надо иметь четкую программу действий. Ведь права была Леди Ю., говоря, что преодолеть кризис можно только "на плечах малого и среднего бизнеса". Надо только создать в городе климат социального партнерства и доверия.

Общеизвестно, что впервые применили так называемую шоковую терапию для ускоренной трансформации экономики в Польше.

Шок по-польски заключался в резком, многократном повышении цен на все товары и услуги, в ускоренном переходе к частной форме собственности и введении рыночных условий развития экономики. Терапией по-польски была четкая программа преобразований во всех отраслях экономики и сельского хозяйства, а также всей системы общественных отношений. Четкая, научно обоснованная программа оздоровления Польши на весь переходный период обеспечила болезненное, но стабильное выздоровление общества. Проведя все основные реформы за несколько лет, народы Восточной Европы и Прибалтики достигли высокого, по нашим меркам, уровня благосостояния и уверенно смотрят в будущее. В их будущем уже нет голода, социальных потрясений и революций. В Украине же, двадцать лет ведя разговоры об "укреплении независимого государства", развивали коррумпированную бюрократическую государственную машину. Брошенный на произвол судьбы и пытающийся как-то выжить народ окончательно выпотрошили налоговые администрации и чиновники местных органов самоуправления. Пенсионеры оказались вообще на грани физического вымирания. В муках рожденный средний класс находится в условиях стагнации, разорения и обнищания.

И вот после такого, может быть, немного затянутого, но все же необходимого вступления, перейдем к проблемам ЖКХ. Как это ни удивительно прозвучит, однако за все двадцать лет "укрепления независимого государства" ни Верховная Рада, ни Кабинет Министров, ни СНБО не задумались над тем, как существует неремонтируемое десятилетиями жилищно-коммунальное хозяйство. В Одессе же - без лишних советов и обсуждений с гражданами города - в июле 2006 г. просто взяли и в несколько раз увеличили тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также на воду и водоотведение. А недавно увеличили еще и тарифы на газ, электроэнергию, отопление, воду. Вот и оказались одесситы в шоке от таких необоснованно высоких тарифов.

- Но, как вы считаете, будет ли терапия после повышения тарифов?

- Так как никакая программа реформирования жилищно- коммунального хозяйства Одессы в 2011 г. на сессии горсовета не утверждалась, то, по-видимому, о терапии даже речи не идет. Задача, видимо, в том, чтобы заставить людей платить в несколько раз больше за сомнительные услуги, а в итоге - перераспределить жилье тех, кто не в состоянии его оплачивать, тем, кто давно мечтает получить его за бесценок. Даже если не задавать вопросы: "Насколько обоснованны тарифы?" и "Смогут ли жители города платить по этим тарифам?", напрашиваются не менее важные: "А насколько улучшится качество этих услуг?", "Кто и как будет распоряжаться средствами за жилищно-коммунальные услуги?" Неужели по-прежнему сохранятся крепостные отношения в сфере ЖКХ города? Крепостные они потому, что жители города, приватизировав 83 % жилья, имеют только обязанности - ежемесячно платить по счетам - и никаких прав воздействия на чиновников ЖКС и частных структур, осваивающих деньги по оплаченным счетам и не оказывающих в полной мере эти услуги.

Оставшаяся нам в наследство система ЖКХ в сфере тепло- и водоснабжения, содержания нашего жилья, парков, дворов, общественного транспорта настолько несовершенна, насколько развалена и убыточна. Большинство жителей Украины и Одессы в том числе пока заняли выжидательную позицию в надежде, что все само собой образумится и утрясется. Но уже жилищно-коммунальная катастрофа в Алчевске показала не столько степень износа основных фондов: жилых домов и котельных, теплотрасс и водопроводов, сколько степень безответственности работников ЖКХ, не догадавшихся даже слить воду из замерзающих систем отопления.

Вопрос этот непраздный, т. к. дальнейшее использование зданий, сооружений, машин, техники и оборудования, давно исчерпавших срок своей безаварийной эксплуатации, не только приведет к огромным материальным потерям и перерасходу сырья, но и грозит в любой момент выйти из строя, лишив нас света, воды, тепла. И это - в лучшем случае, а в худшем - просто обрушиться на головы живущих в этих зданиях людей.

Падение домов в старой части Одессы, порывы сетей водопровода и канализации, как и регулярные провалы участков дороги в катакомбы, стали печальной и будничной нормой в жизни одесситов. Промедление с капитальным ремонтом аварийных домов и дальнейшая бездеятельность в решении вопроса содержания жилья через несколько лет приведет к необратимым процессам - разрушению жилья в значительных масштабах.

- Это значит, что мы уверенно и неотвратимо входим в полосу техногенных катастроф. Как же можно избежать этого?

- Это уже официально признано на одном из заседаний СНБО Украины. Но все равно в бюджете Украины на 2011 г. не предусмотрены ассигнования на капитальный ремонт жилого фонда в регионах, а возможность поддерживать жилой фонд за счет средств городского бюджета полностью себя исчерпала из-за все возрастающего его дефицита и еще более быстрого роста необходимых затрат на содержание катастрофически стареющего жилья.

Что нужно сделать, чтобы избежать катастрофы в сфере ЖКХ? Об этом читайте во второй части беседы с В. Максимовичем.

Подготовила Инна ИЩУК.