Номер 09 (856), 16.03.2007
Что творится в богоспасаемой Одессе: церкви выселяют из их помещений, причем судебные заседания по этим вопросам проводят без присутствия выселяемой стороны, да еще на суд оказывается давление из столицы, облеченные властью люди шлют судьям телеграммы, прямо диктующие, чью сторону надлежит принять во время разбирательства... Вышеперечисленная и другая ложь сегодня охотно распространяется средствами массовой информации с подачи церковников. А ведь и вправду, чтобы разобраться в происходящем, нужно, по крайней мере, прожить в Южной Пальмире не один десяток лет, следя за событиями лично, а не с чьих-либо слов.
Достаточно подробно о конфликте, возникшем между Одесским межобластным отделением Национального Союза театральных деятелей Украины и Одесской евангельско-пресвитерианской общиной наша газета уже писала. Вкратце напомним, что речь шла о судебных разбирательствах по поводу того, что община отключила СТД от коммуникаций, а также о рассмотрении судебными органами иска, поданного общиной на СТД о выселении из занимаемого помещения. Сегодня, когда все судебные процессы пришли к выводу, что театралов ни выселять нельзя, ни света и воды лишать, фигуранты некоторым образом поменялись местами. И что оказалось: когда церковь подает иск о выселении творческого союза, имеет место быть богоугодное дело, а когда творческий союз задает вопросы о законности нахождения конкретной церкви в конкретном здании - совсем наоборот...
Необходимые комментарии предоставляет председатель Одесского межобластного отделения СТД, народный артист Украины Анатолий Дуда:
- На сегодняшний день тяжба продолжается. К сожалению, в прошлом году после обращения церкви в Высший хозяйственный суд Украины, который отменил постановление областного суда, вынесенное в нашу пользу, судебные разбирательства пошли по новому кругу. Областной хозяйственный апелляционный суд вновь постановил, что выселять нас нельзя в силу сложившейся ситуации. Но помещение, которое мы получили от горсовета по адресу, Пастера, 60 (бывший Матросский клуб), как оказалось, сегодня принадлежит уже третьему по счету хозяину. Или пятому, или седьмому - точно неизвестно, никто нам этого не говорит. Мы писали письма и мэру Одессы Эдуарду Гурвицу, и в прокуратуру, но ответов не получали на простой вопрос: почему, на каком основании могли продавать и регистрировать право собственности на это здание? Во- первых, оно является памятником архитектуры. Во-вторых, у нас с городом договор подписан на бессрочное и безоплатное пользование этим помещением. Данный договор никто не отменял.
- А в областное управление охраны недвижимых объектов историко-культурного наследия вы обращались?
- Обращались. Получили ответ: здание продано незаконно, идет разбирательство.
- Вот интересно: а кто же мог продать, если все такие невинные-неосведомленные, и кто мог купить, видя на стене табличку: "Памятник архитектуры"?
- Тут еще вот какая коллизия: здание находится на балансе коммунальной собственности у города, а как памятник архитектуры - на балансе у области. Когда мы обратились в облсовет с просьбой выделить деньги для завершения реконструкции, нам пришел ответ, что когда решится вопрос, в чьей собственности этот объект, тогда и выделим. Если город согласится на то, чтобы бывший Матросский клуб передали в коммунальную собственность области, не будет проблем. Город то же самое отвечал: когда область передаст дом на баланс городского управления охраны памятников, тогда и поговорим о выделении средств. И в данной ситуации областной хозяйственный апелляционный суд принял решение в нашу пользу: нельзя выселять СТД, потому что некуда. Кроме того, по существующим законам, которые никто не отменял, национальные творческие союзы государство должно обеспечивать помещением, необходимым для уставной деятельности, и минимальным финансированием.
Сейчас продолжаются заседания областного апелляционного хозяйственного суда по нашему выселению. Воду нам так и не дают - пресвитериане не выполняют решения суда в этой части. Они прислали нам проект нового договора, чтобы аннулировать старый договор. В этом проекте, рассчитанном на одиннадцать месяцев, обозначены условия чисто коммерческие: мы якобы должны платить четыре тысячи гривен в месяц за аренду плюс все расходы по теплу и электричеству, какие выставят они. Мы, конечно, отказались от такого проекта, нашли спонсоров и поставили у себя электрический счетчик через ЖЭК, нам подключили свет по ЖЭКовской линии. Поставили счетчик на воду. Но пресвитериане воду нам не дали. Мы также предложили увеличить арендную плату до ста гривен в месяц плюс коммунальные расходы согласно показаниям счетчиков. Нам даже ответа не прислали. И на судах их юрист заявлял, что они нам прислали проект договора, а мы - ни ответа, ни привета... До сих пор общественности внушают, что мы настаиваем на арендной плате в 18 гривен в месяц и не идем ни на какие уступки! Но ведь у нас имеются все копии отправленных писем, почтовые квитанции! Последнее заседание апелляционного суда по электричеству и воде принято в нашу пользу, тяжбы по выселению еще продолжаются. В то же время мы подали встречный иск в Малиновский суд, учитывая вновь открывшиеся обстоятельства по поводу передачи здания по улице Пастера, 62, пресвитерианам, не являющимся правопреемниками реформатской общины. Кроме того, на момент революции 1917 года здание вообще не являлось культовым сооружением, здесь не отправлялись богослужения, оно находилось на балансе города.
- В результате пресвитериане поспешили изменить название своей общины, став еще и реформатами...
- Совершенно верно, на одном из последних судебных заседаний их юрист сделал заявление о том, что община изменила название, и представил ксерокопию свидетельства о регистрации, где уже стоит название "евангельская реформатская пресвитерианская церковь". Естественно, они хотят таким образом приблизить себя к реформатам, что в корне неправильно. Судья попросил показать устав, юрист заявил, что устав будет позже. Все делается для того, чтобы фигурировать в судебных протоколах в качестве реформатов. Но этого не будет. Иск был подан одной церковью, разъяснил судья, значит, и рассматриваться должен он от ее имени, а раз мы теперь имеем дело с другой церковью, то иск нужно новый подавать. Перспектива, конечно, очень сложная. С одной стороны, церковь не хочет, чтобы мы здесь были даже до того момента, пока нам не подыщут новое помещение. С другой стороны, то помещение, которое нам подыскали, в которое вложены средства и наши, и церкви, и 830 тысяч, выделенные областью на ремонтно-спасательные работы, неизвестно кому принадлежит. Якобы право собственности на него сегодня находится у агентства недвижимости "Альянс", якобы это уже третий собственник. Надо отдать должное агентству "Альянс", когда оно узнало, что здание наше по договору с городом, то прекратило резкие действия...
- А достаточно было зайти в интернет, чтобы это узнать...
- И можно даже не заходить. Обо всем прекрасно было осведомлено городское управление коммунальной собственности, МБТИ, где оформлялись сделки, но никто ни за что, к сожалению, не отвечает, все оперируют деньгами, а на нас просто не обращают внимания. Я думаю, что первую продажу мошенническим путем осуществила организация, находившаяся в правом флигеле Матросского клуба, а первые покупатели ни о чем не знали.
- Вы наивны, Анатолий Иванович, как оперный герой. Как можно не знать, когда на стене табличка висит: "Памятник архитектуры"?
- Знаете, я не удивлюсь, если через несколько лет у оперного театра будет другой хозяин, не государство, а частная фирма или даже частное лицо. Потому что собственник из государства, судя по его отношению к своей собственности, никакой. Возьмите хоть вопиющую ситуацию с Музеем морского флота. Как можно его отдавать под очередное казино, вип-клуб? Да еще и киевлянам. К сожалению, складывается впечатление, что Киев дирижирует всеми этими безобразиями - продажей здравниц, предприятий, да и памятниками архитектуры.
Честно говоря, не было бы большой беды, останься СТД в занимаемом сегодня помещении. Но церковники не намерены терпеть соседство организации, практикующей проведение "эзотерических семинаров" (ложь, ложь!) и "богомерзких песнопений" (ложь троекратная) в "помещении церкви". Церковникам оно нужно якобы для пущей благотворительности. В распространяемом открытом письме общины, адресованном "представителям средств массовой информации, общественным и политическим деятелям, всем людям доброй воли", и озаглавленном "Не делайте неправды на суде", увы, приводится масса, мягко говоря, недостоверных сведений. Например: "Заявление на отчуждение собственности подал 11 октября 2006 года Дуда Анатолий Иванович, председатель Одесского отделения Национального Союза театральных деятелей (НСТД). Это заявление принял судья Малиновского района Михайлюк Олег Анатольевич, который в течение четырех месяцев не оповестил церковь о заявлении НСТД. Он провел без участия и вызова в суд представителей Церкви уже три слушания дела".
Ну прямо правовой беспредел какой-то! Совершенно верно, именно так характеризовали действия судьи (а за это, между прочим, по закону тоже ответить можно и даже нужно) представители общины, давшие пресс-конференцию. Я лично задала старшему пастору, председателю Объединения Евангельских Реформатских Церквей Украины Валерию Бабынину вопрос:
- Неужели в самом деле три слушания проводились без представителей общины?
- Проводились, - ничтоже сумняшеся ответил Валерий Павлович, причем его ответ зафиксировали журналистские диктофоны и телекамеры. И продолжил, причем по тексту уже цитировавшегося открытого письма:
- Ни для кого не секрет, что сегодня именно в судебной системе все чаще попираются принципы справедливости и выносятся беззаконные решения. Если так поступают с общественной, религиозной организацией, то что говорить о простых гражданах, которые порой просто беззащитны перед лицом правового произвола. Мудрость политики в демократическом государстве заключается в соблюдении принципов справедливости и законности, в противном случае общество сползает в хаос и аморальность.
Стоит напомнить, что в 1998 году тот же Малиновский суд отдал пресвитерианам здание без ведома СТД, узнавшего обо всем из газет (!). А что происходит теперь? На самом деле никаких судебных разбирательств не было. По ошибке секретаря Малиновского суда повестки пресвитерианам (еще не реформатам на тот момент) отсылались на их юридический адрес 1998 года, то есть на улицу Якира (ныне Ицхака Рабина), а не на Пастера. Поэтому заседания все время переносились. Когда ошибка выяснилась, община получила повестку на сегодняшний адрес. И началось...
Театралов обвинили ни много ни мало в рейдерстве, попытке захватить здание и имущество церкви, которая, помимо прочих благодеяний, устраивает концерты органной музыки и кормит неимущих стариков бесплатными обедами. Но ведь никто не собирается гнать пресвитериан взашей, отбирать у нуждающихся тарелку борща и вырывать из стен трубы органа. Иск, поданный СТД, - жест отчаяния. Пора напомнить о том, что творческий союз находится в своем помещении на вполне законных основаниях, а вот пресвитерианская община, возможно, - нет. В начале девяностых театралы уже потеряли Дом актера, арендованный частными лицами на 49 лет под уверения: "Вам, ребята, в результате будет только лучше..." В конце девяностых пресвитериане с подобными уверениями начинали совместную жизнь в одном здании, не смущаясь "богомерзкими песнопениями" - лишь бы шума не было... А нынче двадцать первый век, и остатки наивности утеряны уже даже творческими людьми: пожалуйте в суд!
Присутствовавшая на пресс-конференции начальник управления внутренней политики Одесского горсовета Наталья Чайчук посоветовала всем участникам конфликта вновь обращаться во властные структуры, прося для СТД иное достойное помещение в центре города, но не дворцовое, требующее непосильного для творческого союза ремонта, а уже в хорошем эксплуатационном состоянии. Посмотрим, к чему поведут новые обращения (на десятки отосланных прежде зачастую даже ответы-отписки не приходили). Пока что Малиновский суд на очередном заседании, видимо, смутясь пикетом пресвитериан у своих стен, поспешил отклонить иск СТД. Но ничего, театралы намерены подавать апелляцию. Почему бы и нет?
Мы привыкли ругать советскую власть. Но разве хуже было, когда в прекрасном, всегда вовремя ремонтировавшемся здании работал кукольный театр, куда я хаживала в детстве с огромным удовольствием? И старики тогда за дармовой пищей нигде пороги не обивали, нужды не было в благотворительных кухнях всевозможных общин, которые и сегодня прокормить не могут всех голодных и убогих. А нынче Одесский театр кукол ютится в тесном флигеле здания на Пастера, 15, и только после долгих стенаний и просьб добился минувшей осенью ремонта кровли... Но это так, к слову. Судебный процесс по иску Одесского СТД обещает быть громким и резонансным. Вероятно, в ходе разбирательств мы узнаем немало интересного. Удастся ли решить проблему? Не знаю, загадывать грешно...
Виолетта СКЛЯР.
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.