Номер 03 (799), 27.01.2006
К 165-летию со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи
О "Заходящем солнце на избушках" И.Н. Крамской, глава и разум передвижников, раздраженно писал: "Я совершенный дурак перед этой картиной! Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу утомительно смотреть на него... Через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь и закрываю глаза... Неужели это художественное впечатление?" И потом окончательно признает живописно- пластическую систему Куинджи, будет переживать: "Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?"
На современников его творчество произвело ошеломляющее впечатление. Одни уверяли, что слышали, как стрекочут сверчки (картина "Вечер на Украине"), другие что от "Лунной ночи на Днепре" веет прохладой, а третьи вообще утверждали, что в средние века Архипа Ивановича сожгли бы на костре за колдовство. За его "тайной" охотились, его обвиняли в фокусничестве, на его выставках было такое стечение публики и такая давка, какие бывают только во время крестного хода у святой иконы.
Архип Иванович гиперболизировал свет, писал "сверхлуну", "сверхсолнце", "солнечные ливни". С профессором Петербургского университета химиком Д.И. Менделеевым и физиком Ф.Ф. Петрушевским искал научное обоснование законов живописи. Он делил изображение на главное и второстепенное, направляя взгляды зрителей на то, ради чего писал.
Экспрессия, яркое впечатление от его картин сродни импрессионизму, но в них чисто русские размышления, тяготение к монументальности.
"Искусство это не игра для развлечения, играть с искусством тяжелый грех", говорил профессор Академии художеств А.И. Куинджи своим ученикам. В устах человека, на самом взлете отрекшегося от своей славы, решившего раз и навсегда больше не представлять своих картин публике, слова эти обрели особый смысл. За тридцать лет затворнического труда в мастерской только однажды нарушил он свой зарок, показав созданное им ученикам и друзьям.
"Пережил такое, чего не хочу переживать до смерти. Как будто на кресте распят был", скажет Куинджи.
Чрезвычайно требовательный к себе, Архип Иванович был требователен и к своим ученикам, не искал у молодежи дешевой популярности, но был окружен ореолом благородства и гениальности. Он воспитал целую плеяду прекрасных художников, таких, как Рерих, Рылов, Борисов, Зарубин, Рущиц, Богаевский, Вроблевский... Он не только учил их соответственно отпущенному каждому дарованию и наклонностям, но и поддерживал материально. И даже когда по несправедливому доносу Куинджи был отстранен от преподавания в мастерской, он не бросил своих студентов до конца дней своих.
"Куинджи был, не только великим художником, но также великим Учителем жизни", сделает вывод Рерих.
А Богаевский на фотографии, где они сняты всем курсом, напишет: "С нами Куинджи и вся святая сила его!"
В 1909 году он становится основателем Общества поощрения художеств, в которое вложит почти весь свой капитал.
В Одесском художественном музее представлены несколько работ А.И. Куинджи.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.