Номер 12 (1501), 21.05.2020

ПОКОРИТЕЛЬНИЦА РИМА

(Окончание. Начало в № 11.)

Как-то, уже в восьмидесятые годы, мне пришлось наблюдать встречу олимпийской чемпионки Рима Маргариты Николаевой с кандидатом в олимпийскую сборную школьницей Светой Мурзуненко. Рядом стояли прекрасно выглядевшая почти пятидесятилетняя женщина и сосредоточенная, сухонькая девочка-подросток. Она смотрела на Николаеву, представляя, очевидно, ее путь в спорте таким же, как и свой. Света знала, что еще дошкольницей нужно начать заниматься, чтобы лет в десять—двенадцать освоить сложнейшие программы, которые потом на сборах под руководством многочисленных тренеров и хореографов отточить до совершенства. Света знала, что все эти взрослые люди позаботятся о мелочах ее быта, о питании, о переездах и современно оборудованных залах, где каждый снаряд — по высшим мировым стандартам, где повсюду — поролоновые маты, лонжи, специальные тренажеры... Если бы Маргарита Николаева рассказала Свете Мурзуненко или кому-то из ее ровесниц-гимнасток, как шла к своей цели в трудные послевоенные десятилетия, девочки вряд ли поверили бы, что такое возможно...

Только в 13 лет Рита записалась в школьный гимнастический кружок. Шел 1948 год. Недавно открывшиеся детские спортшколы приглашали способных ребят. В один из осенних дней школьный учитель физкультуры привел Риту в ДСШ-1. Девочке предложили прийти на тренировку. Сразу она даже не поняла, о каком виде спорта разговор. То ли о легкой атлетике, то ли о гимнастике. Оказалось — последнее. Рите это понравилось. Да и получалось у нее все отлично. Быстро разучивала программы спортивных разрядов — и ее то и дело переводили из одной группы в другую. Менялись тренеры, все больше становилось подруг. Наконец способную школьницу взял под свою опеку ведущий в то время в городе специалист по гимнастике Александр Степанович Сафронюк. Он оказался первым и единственным ее тренером. Занималась Рита у Сафронюка четыре года. Потом спортсменка отказалась от опеки тренера.

Что это было? Каприз юной звезды? Думается, конфликт носит иной характер. Николаева стремилась реализовать свои редкие способности, которые наставник пытался... обуздать. Александр Степанович был человеком очень занятым: работал в ДСШ и технологическом институте, в спортклубе армии, за который выступала Маргарита, и еще где-то. Везде он был нарасхват. Поэтому и не хватало у него времени, сил да, очевидно, и желания по-настоящему заниматься с лучшей из одесских гимнасток. Когда Рита уезжала на всесоюзный или республиканский сбор и там разучивала самостоятельно новые элементы, Сафронюк запрещал девушке вставлять их в уже готовые — гладенькие, но ординарные — композиции. Гимнастка же понимала: таким, как у всех, не только никого не удивишь, но и не победишь. И она упорно продолжала искать оригинальные решения связок, осваивала рискованные элементы. Часто после обычной тренировки оставалась в зале вместе с ребятами-гимнастами и выполняла многое из их арсенала. Она могла с одного взгляда схватить элемент, разложить его в уме на составляющие и, что особенно удивительно, исполнить чуть ли не с первого раза.

Великолепная координация движений, редкое умение концентрировать усилия и волю плюс естественное для спортсмена честолюбие — вот козыри Маргариты Николаевой.

Гимнастка без тренера — дело необычное. Гимнастка, у которой к тому же не было необходимых качественных снарядов...

Рита приходила в армейский спортзал, когда там вовсю хозяйничали гандболисты. Топот десятков ног, стук мяча, возгласы игроков. И хрупкая девушка, втаскивающая из коридора в зал старенькие, треснувшие в нескольких местах, подлатанные изолентой брусья и крепящееся к полу бревно. Не было в зале ковра для исполнения вольных упражнений. Подкидной мостик был жесткий, деревянный. На этих горе-снарядах Николаева разучивала комбинации, которые в 1960-м покорили Рим...

Рите помогал муж — мастер спорта по акробатике Юрий Николаев. После работы он приходил в спортзал и разучивал с Ритой самые сложные элементы. Затем говорил:

— Ну дальше уж ты сама... Мне бежать надо...

И Рита оставалась один на один со снарядами, со своим страхом и болью. Не было страховки, некому было поддержать морально. Может быть, поэтому Николаева приучила себя не падать. Не падать духом, не срываться с шатких брусьев и бревна.

Времени в зале давали мало. Всего по нескольку часов трижды в неделю. Остальное Рита добирала, где могла. По утрам проводила интенсивную разминку во дворе своего дома. Там снарядами служили скамейки, лестницы, турник. Летом на пляже делала всевозможные сальто, пируэты, фляки на песке, головоломные соскоки с пирса в воду. Она была неутомима и бесстрашна. Такой же видели ее на соревнованиях.

В 1953 году Николаева с блеском выступила в составе сборной СССР на фестивале молодежи в Бухаресте, через год показала себя на Всемирных студенческих играх в Будапеште, прекрасно состязалась во время турне советских гимнасток по Скандинавии. Одесситка стала полноправным членом сборной.

Именно тогда произошел принципиальный конфликт между гимнасткой и ее бывшим тренером. Сафронюк формировал сборную Одессы для участия в Спартакиаде республики 1956 года. Николаеву он в команду не включил. Но члена сборной на турнир вызвали персонально. Соревновалась Маргарита на личное первенство и вошла в сборную республики. Возможно, поехала бы и на Олимпийские игры, проходившие в конце того года в Мельбурне. Но Николаева сообщила тренерам, чтоб на нее не рассчитывали: она ждет ребенка...

Следующего сезона не было. Гимнастка родила сына, заканчивала технологический институт. Семейные заботы поглотили все свободное время. Маргарите было 22. Сейчас в этом возрасте в большую гимнастику никто не возвращается. Возможно, и тогда не ждали нового выхода на помост Николаевой. Но не была бы она сама собой, если бы отказалась от мечты. Всего за два года полностью обновила композиции, вошла в прекрасную форму и добилась права поехать в Рим.

Тот знаменитый прыжок лётом разучивала в маленьком зале. Ежедневно делала пять серий по пять таких прыжков, пока не начинали ныть руки и плечи, пока в голове не начинало стучать. Самое важное было добиться эффектного полета после толчка руками. В Риме Рита была счастлива — ее лёт оценили по достоинству.

Николаева достигла высочайшего уровня общей физподготовки, который позволял ей на каждом снаряде творить дотоле невиданное. Во время всесоюзного тренировочного сбора в Москве в 1958 году одесситка исполнила фляк на бревне. Услышав эту новость, посмотреть на героиню дня сбежались гимнасты, тренировавшиеся в других залах комплекса. А потом Рита первой из женщин исполнила арабское сальто, затем включила в свои программы еще ряд уникальных элементов, обеспечивших ей всемирное признание.

Наверное, тренировки Николаевой отличались от системы занятий других ведущих гимнасток тех лет. Рита часто занималась вместе со спринтерами, много бегала и тренировалась с гимнастами-мужчинами, брала уроки у акробатов, сама искала себе хореографа в оперном театре. И с успехом выступала на всесоюзных соревнованиях.

Очень хотелось Рите второй раз попасть на Олимпиаду. Но ей не везло — в мае 63-го спортсменке сделали операцию по поводу аппендицита. Через полтора месяца состоялся финал Спартакиады Украины. Времени для восстановления спортивной формы было очень мало. Рита, хоть и оказалась в числе сильнейших, в сборную все же не попала.

Когда тебе под тридцать, каждая тренировка дается нелегко. Не успеваешь восстанавливать силы, порой пропадает желание идти в зал. Особенно когда нет поддержки, когда не видно цели. У Николаевой бывали такие периоды. И все же она находила силы не просто продолжать тренировки, но и продвигаться вперед. В год Токийской Олимпиады Маргарита подготовила сложнейшую программу со множеством уникальных элементов и связок. Когда (уже годы спустя) посчитали степень трудности той программы одесситки и сравнили с композициями ее последовательниц, то оказалось, что программа Николаевой 1964 года соответствовала по сложности тем, которые демонстрировали лидеры мировой гимнастики в начале семидесятых! Она оказалась создательницей и исполнительницей головоломных композиций, подобными которым и по сей день удивляют мир выдающиеся советские гимнастки.

Первой в Одессе олимпийской чемпионки уже давно нет с нами. Жива только память о ней.

Аркадий РЫБАК.

На фото Михаила РЫБАКА: двукратная олимпийская чемпионка по гимнастике
Маргарита Николаева в последний год выступлений на помосте (1967 г.).