Номер 42 (1435), 23.11.2018

НЕПРОСТАЯ СЫТАЯ ЖИЗНЬ

(Продолжение. Начало в № 41.)

* * *

И мы заглянули. Между моим первым знакомством с Голландией и пока последним визитом в страну тюльпанов прошло ровно десять лет. В этот период приходилось еще пару раз заезжать в Амстердам на несколько дней по делам.

В старой части столицы вблизи железнодорожного вокзала ориентировался неплохо. Ходил только пешком и всякий раз жалел о дефиците времени, не позволявшем побродить по местным музеям или съездить в другие города страны. Ведь Нидерланды - это не только Амстердам. Диву даешься, как на территории чуть больше Одесской области (примерно 41 тысяча квадратных километров) уместилось такое множество дивных городов со своими достопримечательностями и богатой историей. Всю страну от границы до границы можно проехать за три-четыре часа. Если у вас нет собственного авто, на помощь придут автобусы и скоростные поезда, маршрутная сеть которых охватывает самые скромные селения. Для однодневных вылазок в знаковые места мы выбрали поезд. О времени отправления можно заранее не узнавать, так как в любом направлении экспрессы ходят буквально каждые 10-20 минут. Берешь билет в кассе-автомате, прикладываешь к электронному турникету и мчишься на один из многочисленных перронов крытого вокзала. Вторым классом путешествовать дешевле. И вполне комфортно. Мне больше нравится занять место на втором ярусе вагона, откуда по ходу движения открываются приятные глазу пейзажи. Впрочем, первая наша вылазка за пределы столицы почти не оставила времени на созерцание окрестностей. Уже через четверть часа мы оказались на месте...

Ушедший в тень

Именем этого старинного городка назван один из районов Нью-Йорка. Кстати, не самый фешенебельный и мало похожий на свой прототип. Харлем. Вы наверняка слышали это название в американских фильмах о неблагополучных негритянских трущобах мегаполиса. Но мало кто знает о Харлеме голландском, в который мы заехали в поисках старины. Нашли ее здесь предостаточно.

Сам вокзал городка с населением 160 тысяч жителей считается одним из старейших в стране и сохраняет изначальные элементы: надежную кладку главного корпуса из темно-красного кирпича с картинками на отлично сохранившейся керамической плитке. Впрочем, вокзал - детище технического прогресса ХIХ века. Сам город известен еще с десятого столетия и долгое время считался одним из важнейших на этих землях. Здесь обосновали свою резиденцию голландские графы, контролировавшие окрестные территории. Здесь работали купеческие фирмы и возникли судостроительные верфи. В ХIV веке Харлем стал вторым по численности населения голландским городом, опережая такие важные нынче места, как Амстердам и Гаага, на полпути между которыми он находится. Со временем соседи набирали силу и авторитет, а Харлем ушел в их тень. Но еще долго местные жители не могли смириться с этим фактом, и многое до сих пор говорит о том, что амбиции били через край.

...Был будний день. Людей на улицах почти не видно. Даже дорогу можно было перейти в любом месте, не рискуя попасть под колеса автомобиля или в поток велосипедистов, как это происходит в Амстердаме. Контраст со столицей ошеломляющий. С одной стороны, много похожих деталей в архитектуре, мостах и каналах. С другой - абсолютно иной ритм жизни и... почти идеальная чистота. Вымытые тротуары, отсутствие мусора, никаких нагромождений вокруг домов и ни одного плавучего жилища на воде, коими, честно говоря, экзотически обезображены каналы столицы.

Вдоль каналов Харлема стоят солидные особняки с широкими фасадами. Здесь земля не была в таком дефиците, и участки под застройку выделялись щедро. Потому и балок-лебедок под крышами домов нет. Мебель здесь заносили через двери по широким лестницам, не утруждая себя проблемой втаскивания громоздких предметов через окна.


Площадь Гроте Маркт

К центральной площади Гроте Маркт ведет улица, по обе стороны которой в первых этажах - исключительно магазины и кафе. Все тихо, чинно и неторопливо. Проходишь и просто рассматриваешь не столько витрины, сколько фасады некоторых оригинальных зданий. Выйдя на Гроте Маркт, ловишь себя на мысли, что площадь просто огромна для небольшого городка. Она куда больше виденных мной центральных площадей Амстердама. Очевидно, это отголосок средневекового величия Харлема. На главной площади находились мясные ряды (без хорошего питания никогда не обходились). Вокруг выстроились особняки, переоборудованные в отели, построенная в XIV веке ратуша и еще более ранний Дом стражи (XIII век), музей современного искусства. Но первым бросится в глаза громада собора Святого Бавона с пристройками и колокольней, взлетевшей к вечно хмурым облакам на высоту 76 метров.

Первый храм в честь святого покровителя города возвели в период застройки всей этой территории в середине XIV века. Но пожар уничтожил строение. Процветающий город собрал средства на возведение по-настоящему монументального сооружения. Работы велись долго, больше полутора веков (1370-1538). Вскоре после этого собор становится кафедральным. Изначально храм был католическим, но Реформация захватила страну. Больше четырех столетий собор принадлежит протестантам. Под покровительством все того же святого. Всего за парочку евро любопытных туристов пускают внутрь храма. Он огромен, но строг. Ни тебе бесчисленных мраморных изваяний, ни ярких полотен на библейские темы.

Орган собора Святого Бавона

Цветочное изобилие

Исключение составляет колоссальный орган на 68 регистров, собранный из пяти с лишним тысяч труб разного калибра. Мастер Кристиан Мюллер создал это чудо в первой половине XVIII века, а играли на нем в разные времена многие выдающиеся музыканты. Одним из них был юный Моцарт, разъезжавший с концертами по Европе. Органные вечера устраивают регулярно. Мне приходилось слышать звучание органов в других храмах. Могу только представить, как мощно и завораживающе должен выдавать мелодии уникальный инструмент. Кроме прочего, он еще очень красив: украшен позолоченным орнаментом и фигурами муз, а венчает конструкцию герб с мечом и звездами на красном поле, охраняемый львами.

Завершу описание кафедрального собора цифрами. Его длина - 108 метров, ширина - 47. То есть размер стандартного футбольного поля...

Харлем гордится не только комплексом главной площади. Всем рекомендуют заглянуть в старейший в стране Музей Тейлора. Он стоит на одной из тихих улиц, глядя на канал. По пути к музею мы заглянули в другое знаковое место - на мельницу Адриана, гордо расположившуюся на маленьком мысе, где местная речушка сходится с рукотворным каналом.


Старая мельница

Вы спросите, чем эта мельница необычна? Наверное, ничем. Таких по всей Голландии были сотни, если не тысячи. Новые технологии внесли коррективы в традиционное производство. В городах мельницы потеряли актуальность. Эту сохранили. Вот почему она стала объектом внимания туристов. Как элемент недавнего прошлого. Хозяева сохранили все в лучшем виде, и мельница издалека видна любому. Ее широкие лопасти шевелятся при порывах ветра. Не исключено, что она могла бы выполнять свои прежние функции. Но в этом нет нужды...

И вот мы подошли к Музею Тейлора. Здание само по себе интересно. Заходим в холл, имеющий круглую форму, с таким же круглым окном-фонарем вверху. Оттуда льется свет. В этом одна из принципиальных задумок создателя дома-музея. Большинство помещений так устроены, что не нуждаются в дополнительном освещении. Место называют дневным музеем. Например, два зала с картинами имеют стеклянные потолки, и никаких ламп нет, залы с экспонатами научного характера ловят свет через широкие окна. И только несколько небольших внутренних помещений подсвечены электричеством. При этом Питер Тейлор отнюдь не был консерватором. Напротив, он всю жизнь коллекционировал предметы и приборы, связанные с новейшими достижениями науки и техники. Он собрал уникальные коллекции различных инструментов, лабораторного оборудования, всяких штуковин для проведения опытов, назначение которых не всем известны. У него, например, одним из главных экспонатов первой экспозиции еще в XVIII веке был гигантский электрический генератор, выдававший солидную по тем временам мощность.


Холл Музея Тейлора

За стеклами старинных стеллажей хранятся следы ископаемых животных и растений, горные породы и полудрагоценные камни. Тейлор собрал интересную коллекцию монет и медалей, разнообразную по тематике книжную библиотеку. Шкафы с книгами тянутся по периметру всего второго этажа над одним из выставочных залов. Знатоков живописи, скорее всего, не очень поразят два зала, стены которых увешаны картинами голландских мастеров. Но фишка Тейлора была в том, что он собирал рисунки и наброски великих мэтров. При нем все стены дома были увешаны этими миниатюрами. Сегодня рисунков на стенах нет. Сами бесценные оригиналы хранятся в надежном месте. В музее можно увидеть прекрасные копии, собранные в увесистых папках, на корешках которых скромно значится: Рубенс или Рафаэль, Рембрандт или Босх. Папок таких - десятка два. Вы можете разложить их на массивном широком столе и любоваться каждой работой.

Один из залов с картинами больше похож на модный салон с мягкими диванами посередине. Учитывая, что людей здесь не очень много, можно удобно прислониться к высоким спинкам и рассматривать живопись золотого века.

Ни капельки не жалею о поездке в Харлем. С его былыми амбициями, кварталами старинной застройки, не изуродованной современными высотками, с полями тюльпанов на пути к городу, со всякими приятными мелочами, создающими атмосферу места. Я подумал: может быть, это и есть настоящая Голландия?

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.