Номер 38 (1431), 26.10.2018

МЕЧТЫ И МАГИЯ КОЛОРАТУРНОГО СОПРАНО

Весной этого года в нашей газете был помещен очерк "И СТАЛА ОДЕССИТКА "ЦАРИЦЕЙ" (см. "Порто-франко" от 16 марта 2018 г.).

В нем рассказывалось об участии солистки Одесского театра музыкальной комедии Натальи Ткачук в постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", осуществленной Северо-Чешским театром оперы и балета города Усти-над-Лабем. В этом спектакле Наталья исполнила партию Царицы ночи, которая считается одной из труднейших в мировом оперном репертуаре. Наше внимание к этому событию было привлечено его уникальностью: практически впервые в театральной истории Одессы артистка Театра музкомедии была приглашена выступать на иностранной оперной сцене. Притом в театре, который высоко котируется в Европе, о чем свидетельствуют успешные зарубежные гастроли и постановки с участием исполнителей, имеющих опыт выступлений в ведущих оперных театрах мира.

Сотрудничество одесской актрисы с чешским театром оказалось настолько успешным, что привлекло внимание журнала "Панорама. Чехия", который пользуется большой популярностью у русскоязычной аудитории этой страны. Издатель журнала Жанна ЭГЛЕР написала о Наталье превосходную статью, которую мы перепечатываем с согласия автора.

Одесситка на странице
чешского журнала.

На интервью ранним утром Наталья Ткачук приходит минута в минуту: собранная, улыбчивая, без всяких признаков усталости, хотя накануне ночью вернулась из продолжительного европейского турне, где выступления шли каждый день. С первых секунд общения само собой напрашивается сравнение её с гомеровской сиреной, особенно если учесть, что живёт златокудрая красавица в Одессе, у самого синего моря. Сладкоголосые девы сводили с ума моряков пленительным взглядом и чарующим пением. Делюсь этой мыслью с Натальей, на что та отвечает заливистым смехом, ещё больше становясь похожей на прототип древнегреческих мифов. Однако история появления украинской певицы на чешской оперной выглядит реальным воплощением этой поэтической метафоры.

Наталья Ткачук - выпускница Одесской музыкальной академии им. Неждановой. С 2010 года - солистка Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного. В 2012 г. стала лауреатом международного конкурса артистов оперетты. "Мои преподаватели и родные удивлялись, почему выбор пал на оперетту, ведь по образованию я оперная певица, - рассказывает Наталья. - Наверное, характер очень экспрессивный, и мне скучно просто стоять на сцене. Оперетта - это и танец, и актерская игра, поэтому артисты всегда должны быть в хорошей физической форме. Только на первый взгляд в оперетте всё весело и радостно, на самом деле за всем стоит каждодневный труд. Но я обожаю свою работу, свой родной театр и не поменяю его ни на какой другой!"

В этой миниатюрной девушке, с фигурой и лицом фарфоровой статуэтки, спрятана какая-то невероятной мощности батарейка. Проводя практически всё время на сцене или в репетиционном зале, она успевает быть щедрой хозяйкой большого дома, любящей женой и нежной мамой двоих сыновей, заботливой дочерью, поклонницей здорового образа жизни и страстной модницей.

По рекомендации своего педагога по вокалу Наталья Ткачук приехала в Прагу на прослушивание к концертмейстеру оперы Национального театра Прага Елене Носковой. "За три десятилетия практики я имела честь работать как с выдающимися певцами, так и с начинающими вокалистами, и поэтому могу смело утверждать, что с потенциалом данных Натальи можно сделать большую карьеру, причем не только в её любимом жанре оперетты, но и в классической опере, - вспоминает первую встречу с певицей оперный коуч Елена Носкова. - Сочетание в Наталье природного таланта, безукоризненного эстетического вкуса, прирожденного чувства сцены, трудолюбия и желания совершенствоваться - редчайшая комбинация. Работать с таким в лучшем смысле слова амбициозным артистом для педагога - не только удовольствие, но и профессиональный вызов; у нас сразу возникли взаимопонимание и обоюдное желание творческого сотрудничества".

Счастливый случай его реализовать не заставил себя ждать. Однажды в дверях класса, где распевалась Наталья, появился итальянец Энрико Довико, постоянный гостевой дирижер Национального театра Прага (а также дирижер венской Volksoper и дюссельдорфской Deutsche Oper am Rhein). Случайно проходя по коридору, маэстро своим внутренним камертоном "запеленговал" особую чистоту её колоратурного сопрано. Как тут не провести аналогию с сиренами из "Одиссеи"?

В отличие от гомеровского сюжета сотрудничество педагога, певицы и дирижера сложилось более чем успешно. Известное концертное агентство взялось за организацию совместного проекта в Одессе: в прошлом году сольные концерты Натальи Ткачук прошли в сопровождении оркестра Одесской филармонии под управлением Энрико Довико.

"Я впервые был в Украине, приморская Одесса меня очаровала, - со свойственной итальянцу эмоциональностью делится Энрико впечатлениями от летней поездки. - Публика была замечательная, а столько цветов на концерте за свою карьеру я не видел никогда. Наталья же меня в очередной раз поразила гигантской работоспособностью и женственностью одновременно; её бьющая через край энергия генерирует множество идей, которые мы обязательно осуществим".

"О творческих планах говорить не люблю, - смущается Наталья, хотя по горящим энтузиазмом глазам видно, что цели поставлены, программа на их реализацию запущена. - Я получила бесценный опыт в Чехии, а на основании гастролей по Германии с устецким театром - новые предложения по работе и импульс двигаться дальше. Самое главное - работать, не останавливаясь, и тогда все мечты сбудутся".


Н. Ткачук - Царица ночи в спектакле
"Волшебная флейта"

Северо-Чешский театр оперы и балета в Усти-над-Лабем, куда Наталью Ткачук пригласили петь партию Царицы ночи в моцартовской "Волшебной флейте", имеет репутацию одного из лучших в республике.

"Безусловно, вначале было сложно перестроиться на оперный уклад, не говоря уж об особенностях зала, акустики, света, - рассказывает Наталья. - Но мне невероятно помог главный режиссер театра Мартин Отава. Он абсолютно гениально выстроил драматургию моего персонажа, а я увлеклась артистическим воплощением её характера".

Меломаны знают, что "Волшебная флейта" - жанр оперы-зингшпиль, где много диалогов, исполняемых на языке оригинала, поэтому Наталье пришлось в рекордно короткий срок оттачивать безукоризненное произношение партии на немецком. Премьера оперы прошла настолько удачно, что руководство театра предложило Ткачук петь и во втором представлении, спустя день после дебюта. А через две недели немецкие продюсеры, присутствовавшие на "Волшебной флейте", предложили Наталье ангажемент на зарубежное турне в составе основной труппы театра. После их успешного завершения германские партнеры рассматривают возможность выступлений Натальи Ткачук с гастролями в опере "Риголетто". Для карьерного старта в Европе - блестящее начало!

Как раз в эти дни Наталья Ткачук принимает участие в постановке "Риголетто" Северо-Чешского театра оперы и балета, где исполняет партию Джильды. После возвращения из Чехии она поделится с нашими читателями впечатлениями о своей новой ответственной работе.

Публикацию подготовил
Александр ГАЛЯС.

Фото
Тимура СУЛЕЙМАНОВА.