Номер 28 (924), 1.08.2008

УЧИТЬСЯ МНОГО, ЧАСТО, БЫСТРО

У россиян - те же самые проблемы. Поэтому интересно познакомиться с их идеями по преодолению кадрового кризиса, которые недавно были изложены в докладе "Российское образование-2020" (информация взята с сайта "Педсовет").

Профессиональное образование должно сочетать базовую подготовку с веером возможностей повышения квалификации переобучения. Каждый гражданина должен иметь возможность получить базовую профподготовку, а также возможность выбрать из постоянно обновляемого набора модульные программы для эффективной адаптации к запросам рынка труда.

Предполагается, что "уйдет в прошлое само понятие начального профессионального образования, поскольку любые профессиональные компетенции будут накладываться на высокий уровень общего образования. Вместе с тем быстрое сокращение срока жизни производственных и сервисных технологий потребует каждые 5-7 лет (а то и чаще) получать новую квалификацию. На эту потребность будет отвечать значительно более компактное, экономное по времени обучение прикладным технологиям.

В статус прикладного бакалавриата предлагается перевести более половины программ среднего профобразования, а соответствующие учреждения включить в состав вузов или укрупнить и наделить статусом вуза. Прикладной бакалавриат нужно нацелить на освоение конкретных компетенций при наличии широкого основания знаний. Программы получения профессиональных квалификаций должны стать более компактными и многообразными по сравнению с существующей системой начального профобразования. Они должны быть нацелены на освоение конкретного набора компетенций для профессиональной деятельности. Образовательный госстандарт должен носить рамочный характер, а программы не должны в деталях утверждаться государством, но аккредитовываться профессиональными ассоциациями.

Финансирование обучения профессиональным квалификациям необходимо осуществлять на основе персональных государственных образовательных грантов и субсидий, что позволит регулировать количество обучающихся. Объединения работодателей необходимо вовлекать в разработку и реализацию госполитики в образовании: разработку нормативных актов и госстандартов в области профобразования, формирование перечней специальностей, участие в процедурах контроля качества, в проведении независимых экзаменов. Инновационная инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия) необходимо строить совместно с бизнесом. Существующие частные учебные центры (как отдельные фирмы, так и подразделения в составе крупных компаний) должны стать полноправной частью национальной системы профобразования, получать на конкурсной основе наряду с государственными учебными заведениями государственное финансирование.

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.