Номер 39 (886), 19.10.2007

ПОВОЗКА, ПРИСТЕГНУТАЯ К ЗВЕЗДЕ

Уникальное явление. Именно так, без преувеличения, можно охарактеризовать учебное пособие преподавателей Одесской национальной морской академии Ирины Голубковой и Виктора Денисова "Основы выставочной деятельности". И хотя книга предназначена курсантам высших морских учебных заведений, но, можно быть уверенным, что она пригодится и многим другим специалистам, прежде всего, тем, кто участвует в выставках или занимается их организацией.

На первый взгляд, в выставочной деятельности все достаточно просто. Однако работа И. Голубковой и В. Денисова показывает: даже участие в выставках (не говоря уже об их проведении) - это сложный комплекс забот и проблем. И много, фигурально выражаясь, шишек доводится набить, прежде чем приходит опыт и удача.

Задача, которую поставили перед собой авторы пособия, вроде бы скромна: помочь будущим морским юристам и менеджерам уберечь свой лоб от чрезмерного количества шишек. В книге собраны самые необходимые рекомендации для тех, кому гипотетически предстоит столкнуться с таким явлением, как выставочный бизнес. Впрочем, и опытные работники данной сферы найдут для себя немало полезного. Ведь все рекомендации основаны на личном опыте.

В. Денисов без малого полтора десятка лет назад одним из первых в Украине начал заниматься устройством выставок, на его счету множество подобных мероприятий. Некоторые из них, как, к примеру, "Одесса-200" (1994 г.) или "Милленниум" (2001 г.), достойны того, чтобы войти в историю города. Но и "шишек", фигурально выражаясь, им было набито немало; хватит, наверное, не на одно последующее поколение. Но что поделать? Как гласит старая мудрость: "Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще". С другой стороны, как заметил великий остроумец Станислав Ежи Лец: "Если бы донкихоты не сражались с ветряными мельницами, не было бы паровых мельниц".

Любопытно, что "Толковый словарь русского языка" дает сразу несколько определений понятия "выставка". Это и "совокупность предметов, выставленных... для обозрения", и "место, где выставлены эти предметы", и даже... "увольнение со службы". (Что ж, если выставка проведена плохо, кое-кому действительно приходится прощаться с рабочим местом). Но хорошо организованная выставка - это, прежде всего, праздник общения, где встречаются старые друзья, появляются новые знакомые, приобретаются нужные связи, узнаются полезные сведения.

Но это особый праздник - деловой. Ведь где еще как не на выставке можно буквально за день-два далеко продвинуть свою фирму на рынке?! И где еще можно так же быстро узнать, чем живет этот рынок в настоящем и как станет развиваться в ближайшем будущем?! Конечно, принимая участие в выставке и, тем более, организуя ее, любая фирма надеется на успех. А если успех - это нечто вроде путеводной звезды, то "Основы выставочной деятельности" И. Голубковой и В. Денисова - это повозка, пристегнутая к звезде. В этой повозке хранится самое ценное из того, что необходимо иметь с собой в дороге, - опыт предшественников.

Обязательно следует отметить, что курс "Основы выставочной деятельности", недавно появившийся в ОНМА, экспериментальный. Он подготовлен и читается впервые в Украине. Что делает учебное пособие И. Голубковой и В. Денисова особо ценным. Единственное, что можно пожелать авторам, так это поскорее подготовить второе издание книги и выпустить ее намного большим тиражом, чем нынешний. Ибо 100 экземпляров - это поистине капля в море, поскольку данное пособие способно принести пользу тысячам.

Александр ГАЛЯС.