Номер 41 (837), 20.10.2006

К 95-летию выдающегося артиста

Я СЛУШАЮ ГОЛОС БЕРНЕСА

Несколько лет назад перед выездом в Германию я побывал в своей родной Одессе. Конечно же, зашел в alma mater, заглянул в студенческий клуб. И вспомнился осенний вечер далекого 1960 года...

Тогда перед нами, одесскими студентами, выступал замечательный артист кино и эстрады Марк Бернес. В послевоенные годы, да и позднее, популярность его была необычайно велика. Но особенно любили Бернеса в Одессе за фильм "Два бойца", в котором он играл остроумного и неунывающего одессита Аркадия Дзюбина. Песни из этого фильма – лирическую "Темную ночь" и озорную "Шаланды, полные кефали" – пела в послевоенные годы буквально вся Одесса, да и вся страна...

И вот объявляют выступление певца. Под рукоплескания он выходит на сцену. Подойдя к микрофону и внимательно вглядевшись в зал, он поздоровался с нами широкой, открытой улыбкой, будто с давними, хорошими знакомыми. Да мы и знали его – по фильмам, по грампластинкам, по радиопередачам...

И начался концерт-беседа. Исполнение песен Бернес перемежал рассказами об истории их создания, о фильмах, в которых снимался, о людях, с которыми встречался. Из зала на сцену летели записки с просьбами исполнить ту или иную песню. Вот прозвучала "Темная ночь", у многих на глазах заблестели слезы. Вот очередная записка: "Спойте, пожалуйста, "Шаланды, полные кефали".

 – А вот "Шаланды" я сегодня петь не буду. Не потому, что не хочу, а потому что незачем, – как бы извиняясь, заметил Бернес.

Автор записки, возможно, обиделся на певца. Но все было объяснимо. Просто артист не захотел нарушить лирическую, интимную обстановку в зале исполнением популярной, любимой, но все же легкомысленной, не в тон вечеру, песенки.

Бернес пел негромко, доверительно. Он словно беседовал со слушателями. И ему так же негромко и мелодично аккомпанировал небольшой инструментальный ансамбль.

Сколько лет с тех пор прошло! А этот концерт помнится мне так, будто состоялся вчера...

Исследователи творчества Марка Бернеса никак не придут к единому мнению: был он в первую очередь актером кино или артистом эстрады? В самом деле, в его "арсенале" было около 55-ти песен, в творческом багаже – около 50-ти фильмов.

Каждая песня в исполнении Бернеса становилась маленьким спектаклем, режиссером которого был он сам. Он же задавал и идеи, и темы песен, многие из которых создавались специально для него. Композиторы в песнях для Бернеса учитывали его манеру исполнения и нередко предваряли ноты указаниями: "сдержанно", "задумчиво", "не спеша", "просто", "умеренно", "свободно", "неторопливо".

Известно, что Владимир Высоцкий никому при жизни не доверял исполнение своих песен. Но для Бернеса он сделал исключение. Именно Бернес оказался первым, кто исполнил в кино песню Высоцкого "На братских могилах". А вот что говорил сам знаменитый бард: "Бернес никогда не позволял себе петь плохую поэзию. Услышите его голос по радио – и вам захочется прильнуть, услышать, про что он поет. Он был удивительным человеком, и то, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском".

Несколько слов о биографии артиста.

Марк Наумович Нейман (настоящая фамилия Бернеса) родился в 1911 году в Нежине. Юные годы провел в Харькове. К искусству приобщился весьма своеобразно: в Харьковском театре "Миссури" расклеивал афиши. В 17 лет отправился "покорять" Москву, играл в популярном театре б. Корша. В середине 1930-х пришел в кино, а затем и на эстраду. Говорят, что он не знал нот, но пел по слуху проникновенно, искренне, вкладывал в песню свое сердце.

Умер Бернес в 58-летнем возрасте от рака легких. В соответствии с его просьбой, на похоронах вместо казенных надгробных речей звучали "Журавли" – последняя исполненная им песня. Рассказывают, что артист не дожил буквально нескольких дней до присвоения ему звания "Народный артист СССР"...

Много было у нас в стране прекрасных певцов эстрады. Самые яркие "звезды" – Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес. Впрочем, при жизни их "звездами" не называли. Им не нужно было совершенствовать свое мастерство на пресловутых "фабриках звезд", их не "раскручивали" шустрые продюсеры, их песни не называли "хитами" и "шлягерами". Но до сих пор, спустя десятилетия после того, как завершился их творческий и жизненный путь, их песни слушают и любят, их альбомы продолжают выходить массовыми тиражами в сериях "Антология русской эстрады", "Старая пластинка", "Русская коллекция. Золотой фонд", "ХХ век. Лучшее", "Великие исполнители России ХХ века"...

Григорий ЛАДЫЖЕНСКИЙ.