Номер 24 (769), 24.06.2005

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Заканчивая школу-интернат в Одесской области, ребята точно знают, чем будут заниматься дальше. Кто-то пойдет в ПТУ обретать профессию, кто-то поступит в вуз или устроится на работу. С каждым учащимся проводится профориентация, где выявляют его склонности и желания, в зависимости от которых они выбирают свой жизненный путь.

По словам начальника отдела школ-интернатов управления образования и науки Леонида Алексеевича Черника – во многих школах-интернатах уже идут по пути трудового обучения. В интернате для глухих детей № 91 с прошлого года проводится эксперимент непрерывного образования на базе училища № 5. Ребята наряду с общим образованием получают профессию швеи или сапожника и остаются работать в швейных цехах. Им не надо переходить в другие учебные заведения, менять круг общения. Они работают под заказ – шьют халаты, брюки, платья.

Хорошо поставлено трудовое обучение в Килийской школе-интернате для умственно отсталых детей. Их обучают сельскохозяйственным профессиям, чтобы в дальнейшем они могли зарабатывать на жизнь собственным трудом. В школе построены теплицы, где высаживается рассада огурцов, помидоров. В цехе изготавливаются железобетонные конструкции: виноградные столбики, коньки на крыши. Ученики работают в бригадах и получают за свою работу зарплату.

С прошлого года подсобным хозяйством занялась Песчанская школа-интернат для детей-сирот. Ребят учат ухаживать за домашним скотом. Это пополняет рацион питания. В областных школах-интернатах сегодня пропагандируется введение подсобных хозяйств. Государственных денег на питание не хватает. Вместо 12 гривен в день на ребенка приходится 5-6 гривен. Поэтому недостаток компенсируют закатками, солениями, продуктами собственного хозяйства и спонсорской помощью. Губернатор Одесской области В. Цушко подготовил распоряжение для глав администраций с указанием взять под свое крыло учебные заведения и оказывать им помощь в обработке земли, обеспечивать топливом и материальными средствами. Подсобные хозяйства уже содержат НВК Тузлы, Борщей, Утконосовки, школы-интерната № 34 г Одессы.

— Как обстоит дело с шефской помощью?

— Это для нас больной вопрос. Несмотря на то, что с каждым годом финансирование интернатов увеличивается, львиная доля средств уходит на повышение зарплаты. Мало денег выделяется на одежду, обувь, гигиенические, моющие средства, белье. Большие проблемы с обновлением кухонного оборудования, которое эксплуатируется уже 25-30 лет. Пора менять банно-прачечные. На ремонт машин много тратится, проще купить новые. Недостаточно средств выделяется на оздоровление, медицинские препараты. Поэтому остается один вариант – привлекать внебюджетные средства. За прошлый год по спецсчету прошла сумма – 3127 тысяч. Большую помощь оказывала железная дорога, выделив около миллиона гривен на развитие школы-интерната. Свою лепту вносил Измаильский порт. Однако в этом году эта шефская помощь запрещена из-за списывания больших сумм предприятиями. Но в проигрыше остались учебные заведения. В 1999 году за школами-интернатами были закреплены организации и предприятия. Любая помощь, любые средства нами приветствуются. Есть такие организации, которые вообще не помогают: "Фармация", "Антарктика" совершенно забыли о своих подшефных.

— Куда ребята могут поступить после окончания школы-интерната?

— У выпускников широкий выбор: ПТУ, колледжи, техникумы, вузы. В каждом учебном заведении предусмотрены дни открытых дверей. Для детей-сирот узаконена льгота. По законодательству они сдают вступительные экзамены, но идут вне конкурса. Проблемы с такими детьми начинаются после окончания образования. Государство жилье не выделяет, программы обеспечения жильем таких детей нет. И выживает каждый, как может.

— Лето – пора оздоровления. Как организовывается летний отдых в школах-интернатах?

— На оздоровление государство выделяет не так много. Сначала из бюджета на летний отдых планировалось 935 тысяч гривен. Это 5 гривен на ребенка в день. И в эту сумму должно было входить питание, проживание, культурная программа. Обращаясь к депутатам, обладминистрации мы добились добавки, за счет которой дневная норма поднялась до 15 гривен. Однако сутки в детском лагере стоят 30-35 гривен. Нам приходится организовывать отдых на базе своих школ-интернатов. На летний режим работы переведена Балтская школа-интернат. В Котовской школе-интернате приведены в порядок две базы отдыха "Лисова" и "Дубки". Измаильская школа-интернат оздоравливает детей на базе отдыха "Глобус" на берегу лимана. Килийская школа – на базе отдыха "Спутник". В Одессе директора интернатов самостоятельно находят варианты, спонсорскую помощь, чтобы оздоровить детей в санаториях. Благодаря спонсорам песчанские дети едут на отдых в Болгарию. Миссия "Добрые самаритяне" берут на отдых детей из трех школ-интернатов.

— Какие мероприятия ждут детей на летнем отдыхе?

— Мы тщательно планируем каждый день отдыха. Конкурсы, соревнования, экскурсии – все это в нашей программе. Традиционно каждый год на базе Михайловской школы-интерната проходит футбольный турнир среди команд школ-интернатов. В седьмой раз на базе Тузловского НВК пройдет спартакиада "Море друзей", в которой будут "Казацкие забавы", конкурс "Мисс Чаривница", экскурсия в Белгород-Днестровскую крепость, на пляж в Лебедевку.

— Как вы оцениваете работу интернатов и необходимость их развития в нашем обществе?

— Без интернатов нам не справиться с таким количеством детей-сирот, детей из малоимущих семей. Несмотря на то, что правительством пропагандируется развитие домов семейного типа и воспитание таких детей в приемных семьях, нам до этого далеко. На сегодня в области зарегистрировано 6 тысяч детей-сирот. Сколько семей понадобится, чтобы их всех определить? Интернатовская система есть и будет. Интернатам еще предстоит вытягивать создавшуюся общественную ситуацию. Поэтому надо больше уделять внимания интернатам. Ведь в этих учебных заведениях совершенно другой подход, чем в обычных школах. Там работают специалисты. В основном это пожилые женщины. Молодые идти не хотят из-за низкой зарплаты. Мы дорожим этими кадрами. Интернатам надо помогать, а не критиковать. Некоторые СМИ извращали факты и представляли их на предвыборной гонке в выгодном для себя и заказчика свете. Увидели трещину или течь на потолке, записали два слова умственно отсталого ребенка, и давай кричать, что в интернатах голод и нищета. Мы прилагаем все силы, чтобы дети были сыты, обучались и получали медицинскую помощь. О том, как обстоят дела в интернатах, говорят и мероприятия, которые проводятся для детей, для их духовного развития: встречи с интересными людьми, праздники, вечера, классные часы. И если есть небольшой процент детей, которые убегает на улицу, объясняется это, скорее всего, их нежеланием соблюдать режим. Кому-то мыть машины и воровать больше по душе, чем учить уроки.

Как добавила специалист по охране детства отдела управления образования и науки Татьяна Ивановна Тулба, сейчас в интернатах созданы нормальные условия для воспитания детей. Но это еще не решение детского вопроса. Начинать надо с профилактики в семьях. Сегодня наблюдается рост числа учащихся интернатов в старших классах. Это говорит о том, что общество вовремя не обращает внимание на бездомных или неполноценных детей. А когда спохватываются, у ребенка формируется свое мировоззрение. И зачастую интернатовскую жизнь он принимает тяжело. Больше всего проблем с детьми в сельской местности. Родители уезжают на заработки. А детей оставляют на родственников. Но ребенку, кроме материального, надо и духовное воспитание. С другой стороны, в некоторых малоимущих семьях ребенка даже не могут забрать на лето в семью, нет денег.

И еще одна проблема – неинформированность населения. Многие родители детей-инвалидов не знают о существовании специализированных интернатов для слепых, глухих, умственно отсталых. Именно в таких заведениях ребенок сможет развиться, найти способ выражения своих способностей и свою дорогу в жизни.

Интернаты помогают таким детям в становлении. В этом году 300 выпускников школ-интернатов после 9 и 11 классов будут поступать в ПТУ, 51 – в техникумы, 6 – в вузы, а 44 продолжат обучение в 10 классе.

Инна ИЩУК.

Фото автора.