Номер 38 (681), 03.10.2003

С ГОРШКА – В ЗАВУЧИ, или КАК ЗАБОТЯТСЯ О СИРОТАХ В ОДЕССКОМ ГОРУНО

(Окончание. Начало в № 37.)

БЕЗ НАРОДНЫХ СЛОВ

После публикации первой части этого материала в редакцию позвонили несколько читателей, которые не только высказали свое мнение по сути конфликта, но и обратили внимание на одну неточность: городского управления народного образования (горуно) не существует, есть горуо.

Признавая этот факт, отмечу, что пошел на неточность сознательно.

Да, не появляются уже у нас в стране новые народные артисты, исчезли органы народного контроля (какими бы надуманными они ни были), нет народных судов. И даже народного образования уже нет, хотя соответствующие руководящие подразделения, поднявшись в статусе, из бывших отделов (районо, гороно, облоно) превратились в управления. Хотелось как-то подчеркнуть, что система образования у нас должна быть все же для народа, а не для удовлетворения чьих-то карьерных амбиций.

И во-вторых. Сложносокращенное слово "горуо" звучит не совсем прилично. Уже не одно поколение школьников этим УО зашифровывает обзывалку "умственно отсталый"...

Поэтому позвольте нынешнюю публикацию завершить с неточным "горуно".

Но давайте вернемся на ниву педагогики и иже с ней.

ТАК ВЫ ГОВОРИТЕ: "ВОСПИТЫВАТЬ НАДО!"?

Воспитатели школы-интерната № 4 рассказывают, что несколько раз пытались переговорить с Дмитрием П., якобы претендующим на должность заместителя директора по воспитательной работе.

Один раз перехватили его возле управления, когда он выходил из машины начальницы горуно.

— Что ты делаешь? Как ты нами будешь руководить, если еще дня в школе не работал? – спрашивали они своего недавнего воспитанника.

— Ничего, справлюсь, – слышали они уверенный ответ молодого человека. – Начинать надо рано.

Приходил претендент и в интернат, где в кулуарах делился мыслями о скорых переменах в жизни учреждения и части воспитателей. В планах юного руководителя, похоже, далеко не для всех педагогов находилось место.

* * *

Когда выпускник школы возвращается в родные пенаты в качестве педагога, это прекрасно. К примеру, воспитанница четвертого интерната Светлана Владимировна Кандеева вернулась сюда и успешно работает педагогом-организатором. В школе-интернате возвращение своих особенно важно. Важно и для педагога, важно и для учеников. Кто-то из ребят увидит здесь пример для подражания, а кто-то просто убедится, что жизненный путь человека вовсе не должен сводиться к падению в грязь, а может привести к чему-то светлому. Если смогла она, смогу и я.

Но возвращаться в свой школьный дом можно по-разному. Зачем же так агрессивно?

* * *

А может все разговоры о Дмитрии П. являются досужим вымыслом? Этого исключать нельзя было, поэтому прояснить обстановку я попытался непосредственно у руководительниц городского управления образования.

На месте была заместитель начальника управления Виктория Никифоровна Ищенко. По ее словам, ни о какой конфликтной ситуации, сложившейся в четвертом интернате, она не знает.

Ввожу в курс дела. Потом прошу показать приказ о назначении заместителем директора Елены Евгеньевны Марущенко (если, конечно, он не является секретным). Называю число – 22 августа, – когда он был издан.

Приказ секретным не является, но показать его Виктория Никифоровна не может, так как кадровыми вопросами не ведает.

— А кто ведает?

— Только Лидия Александровна Стеценко, начальник управления.

Выхожу из кабинета заместительницы и, натыкать на табличку на двери другого кабинета "Главный специалист по кадрам", краснею за свою собеседницу...

* * *

Через несколько часов возвращаюсь в управление, чтобы поговорить с Лидией Александровной, выяснить, чем не подошла Елена Евгеньевна и действительно ли так приспичило студенту П. становится завучем.

Три часа нахождения в приемной так и не привели к нашей встрече, Лидия Александровна постоянно была занята. За дверью ее кабинета как раз и разгоралось обсуждение истории с беременной 15-летней школьницей. (Тут бы и пригласить журналиста, ведь одно дело делаем? Ну да, ладно). История неприятная, но в общем-то жизненная. Конечно, в детском саду, которым долгое время заведовала Лидия Александровна Стеценко, подобных историй не было. Не было их, наверное, и в Приморской райадминистрации, где Л.А. Стеценко работала зампредом до той поры, пока ее не бросили руководить народным образованием.

А вот в школах, к сожалению, время от времени подобное происходит и, кстати, теперь, по случаю введения 12-летнего среднего образования, будет происходить чаще – возраст-то детородный. Но делать из этого кадровые истерики, право, не стоит. Ведь завтра в каком-то другом городском или областном управлении руководящая вакансия откроется, а учителям с воспитателями здесь оставаться. Они-то от детей никуда не уйдут.

О ЛЮБВИ К ДЕТЯМ

В одном из современных российских телефильмов офицеры милиции, выезжая на очередной труп, ведут такой диалог:

— Ты знаешь, чем отличается педофил от педагога?

— ?

— Педофил любит детей по-настоящему.

В одесской школе-интернате № 5, о которой речь у нас еще не шла, случаев педофилии, к счастью, не выявлено. Зато на территории интерната "обнаружили" стабильно функционирующую сауну, посетители которой пользовались услугами девушек по вызову.

Хотя школьники и любители попариться ходили через разные двери, соседство детского учреждения с подобным "бордельеро" должно было вызвать удивление и тревогу. И вызывало.

Директор пятого интерната не раз обращала на это внимание начальницы горуно. Но видимо сумма аренды застилала начальственные глаза, и никаких мер по расторжению договора не предпринимали.

Когда все вскрылось, директору объявили выговор. Потом ужесточили принятые меры: директора уволили, две замначальницы горуправления образования получили дисциплинарные взыскания. А начальница управления тут как бы и не причем.

И все то педагоги виноваты: не умеют любить детей по-настоящему.

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

Поздравляем с Днем учителя всех наших педагогов! Желаем крепкого здоровья, очень необходимого для претворения в жизнь ваших (не только поурочных) планов. И пусть вечное творческое беспокойство Учителя не осложняется изматывающей нервотрепкой.