Номер 30 (673), 08.08.2003

ТРИПТИХ

ТРИПТИХ – это композиция из трех картин, рисунков и т.д., объединенных одной идеей. Часто триптих выполняется в виде трехстворчатого складня, содержащего, как правило, сюжеты на религиозные темы.

Однако религии бывают разные. Тут уж кто что исповедует. Есть люди, для которых искусство – та же религия, даже если они одновременно принадлежат к иной конфессии (или вообще атеисты), а также являются специалистами в других областях деятельности, дающей им хлеб насущный.

Так получилось, что в Одессе одновременно работали три художественные выставки, на которых свои работы экспонировали МОРЯК, ФИЛОЛОГ и КОМПЬЮТЕРЩИК. Рассказам о них, "непрофессионалах" в области изобразительного искусства, и будет посвящен этот триптих. (Кавычки говорят лишь о том, что изобразительное искусство для этих людей является не источником существования, а способом жизни.)

1. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Об Александре КОРЕНЕЦКОМ наша газета уже писала. Моряк, капитан дальнего плавания, влюбленный в море, его романтику, краски. Окончил нашу Грековку, но стал моряком. Обзор с капитанского мостика, порты экзотических стран, встречи с удивительными людьми – все это воплотилось в работах Коренецкого. Но не только белые паруса стремительных чайных клиперов и корабли пустыни – верблюды, не только портреты интересных людей волнуют художника. Для него, послевоенного подростка, в памяти еще жива "ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА".

Огромный фактический материал, собранный Коренецким, – воспоминания, фронтовые газеты, фотографии дал пищу для художественного воплощения сюжетов войны в акварелях и графике. Только перечень названий, темы 29 картин, выставленных Коренецким в музее порта, может составить летопись фронтовых будней. Осмотр выставки следовало бы начать с картины "Начало войны" – маленькие фигурки, написанные контражуром. И трудно сказать, что впереди, за горизонтом: то ли закат, то ли зарево пожарищ? И дальше – от спасшихся в 41-м моряков-черноморцев до солдат, празднующих в Праге МАЙ 45-го ГОДА. А рядом картина, где тот же долгожданный май 45-го застал солдат в Вене, и на фоне общего ликования двое, прошедшие всеми дорогами войны, впервые забылись безмятежным сном.

"Переправа", "Дорогами Атлантики", "Памяти Маринеско", "Солдат, пишущий перед боем письмо матери", "Солдатская каша" – боец кормит закутанного в лохмотья ребенка...

Да, "У войны не женское лицо" (одна из самых сильных картин выставки). Поэтому так скорбны глаза старухи ("Память"), так проникает в прошлое и будущее взгляд "Победителя", замершего со скрипкой в руках, так нестерпимо видеть жалкого инвалида на фоне вознесшегося монумента защитникам Родины ("Никто не забыт и ничто не забыто"). И так выразительна фигура коленопреклоненного солдата, закрывшего руками лицо. "Мама, я жив!" В конце этого названия так и хочется поставить не восклицательный, вопросительный знак – такой несбыточной казалась мечта уцелеть в пекле войны. Невольно сопоставляешь эту картину с другой: "Прощальный взгляд". Взгляд, уходящего на войну и, возможно, в вечность, юноши, в то время, как фигуры еще двоих уже почти поглотил туман неизвестности и, скорее всего, небытия.

Работы Коренецкого поражают своей выразительностью, которая в сочетании с мастерством оставляет незабываемое впечатление от выставки.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.