Номер 21 (664), 06.06.2003

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА.

"EXEGI MONUMENTUM"

(О памятниках Пушкину)

Ныне можно судить о всех представленных проектах первого памятника поэту лишь по воспроизведениям и описаниям того времени. Обращают на себя внимание четыре особенности: многофигурность композиции, дробность силуэта, сложная конфигурация пьедестала и изображение Пушкина по внешним атрибутам – одежде, прическе – человеком своего времени. Так, первая модель памятника 1860 года Лаверецкого и Бахмана представляла собой скалу с уступами, на которой стоит Пушкин, одетый по моде 50-х годов. Правой рукой он передает "прославленное им перо отроку, в лице коего представляется следующее поколение русских писателей", а левой утешает коленопреклоненную музу русской литературы. За Пушкиным стоит "юноша, изображающий русский народ, "прижимающий к сердцу полученную от поэта книгу его творений". Ниже по уступам скалы, обвитой лаврами, расположились герои произведений Пушкина.

Не менее сложен и аллегоричен был эскиз проекта 1875 года, созданный мастером, близким к передовым идеям передвижников, – М.М. Антокольским. Так же "на вершине скалы сидит Пушкин на скамейке, погруженный в поэтические мечты", опустив голову. Снизу по винтовой лестнице к нему поднимаются его герои: "знакомцы давние, плоды мечты моей". "Кругом подножия скалы я думал устроить со всех сторон бассейн с водою", – писал автор в аннотации к проекту.

Как ни парадоксально, преодолеть эклектику и академизм, свойственный современной ему скульптуре, смог бывший волжский крестьянин, выкупившийся из крепостной зависимости лишь в 1859 году, а в 1872 году ставший академиком – Александр Михайлович Опекушин.

Один Опекушин создал монументальную фигуру Пушкина, в меру реальную и обобщенную по форме, столь полную внутреннего содержания, что она до сих пор является олицетворением Пушкина и его поэзии.

"Уходим мы или приходим, а он всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит", – так определила Марина Цветаева бессмертие поэта, воплощенное в его памятнике.

Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта. Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую неподвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. "Exegi monumentum!" "Я воздвиг памятник" – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Монумент был открыт 6 июня (по старому стилю) 1880 года в Москве.

Со времени открытия первого памятника Пушкину и до 1917 года был выполнен ряд изображений поэта в скульптуре, открыты памятники в Петербурге, Царском Селе, Киеве, Кишиневе, Одессе, Тифлисе. За небольшими исключениями это были вариации на тему кудрявого человека с бакенбардами (без этих примет Пушкина узнать невозможно) в виде рельефов, бюстов, фигур. Созданные в духе казенного академизма, без всякой оглядки на индивидуальность поэта и его эпоху, ныне они дороги нам лишь как знаки истории.

Значительным изображением Пушкина того времени явился памятник по проекту Р.Р. Баха, открытый в мае 1900 года в одном из Царскосельских парков. Этот памятник оригинален композиционно, удачен по пропорциям, красив по силуэту. Приподнятый невысоким гранитным пьедесталом, сидит на скамейке в задумчивой позе юноша Пушкин в лицейской шинели. Рядом лежит его картуз. Прекрасна идея создать памятник юному поэту в парке, среди природы...

В 1948-1949 годах проводятся три конкурса на проект памятника Пушкину в Ленинграде. Для установки монумента выбрано удачное место – Площадь Искусств. В 1950 году был утвержден проект М.К. Аникушина, молодого скульптора. 19 июня 1957 года состоялось торжественное открытие памятника, а 22 апреля 1958 года скульптору за эту работу была присуждена Ленинская премия.

Образ Пушкина, созданный Аникушиным, подкупает своей ясностью, простотой, чистотой и в то же время возвышенностью, романтической устремленностью в будущее. Значительно и вдохновенно лицо поэта. Удачна и поза Пушкина. Отставленная нога, откинутая рука, приподнятая голова придают статуе динамику, делают ее живой и легкой. Фигура отличается пластичностью, четкостью силуэта...

Каждый портрет Пушкина, созданный Е.Ф. Белашовой, это страстный монолог о поэте. Наиболее значительными работами Белашовой была полуфигурная композиция – памятник поэту в Михайловском, точнее в Пушкинских горах, и проект памятника Пушкину на месте дуэли – вознесенный ввысь, парящий романтический гений поэзии.

Много и плодотворно работает над образом Пушкина О.К. Комов: памятники поэту в молдавском селе Пушкино, Калинине, Болдине, Пскове. Считая лирическую интонацию главной, скульптор находит соответствующую своей идее форму воплощения. Интимностью замысла объясняются небольшие размеры фигуры Пушкина (немного больше натуральной величины), невысокий пьедестал памятника, выбор позы. Комов каждый раз вводит какой-то элемент пушкинской эпохи: тумбу, решетку, скамейку, помогающие выделить памятник. Камерный вариант монумента, неуместный в сутолоке города, хорошо смотрится в селе, на фоне природы или в городе, на тихой набережной между парком и рекой, удачно вписывается в современный пейзаж, органично входит в жизнь сегодняшнего дня.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото:
Р.Р. Бах. Памятник Пушкину-лицеисту в Царском Селе.
О.К. Комов. Памятник Пушкину в Калинине (Твери).