Номер 17 (660), 08.05.2003

ПРЕМЬЕРА

ДЬЯВОЛИАДА ПО ГОГОЛЮ

Ну кто, кроме Нечистой Силы, может принести РЕВИЗОРА в Богом и столицей забытый уездный городишко? Она – эта Нечистая – и приносит, да еще руководствуется в своих деяниях бессмертным произведением Николая Васильевича. И разыгрывают нежданные, непрошеные гости отменную комедию, оставляя в дураках увязших в болоте греха отцов города.

Сейчас модно говорить о Гоголе как о писателе, заглянувшем в бездну. Пишут о страстях, которые поджидали актеров, снявшихся в "Вие", и прочих, связанных с чертовщиной произведениях великого писателя. Оставим суеверия в покое, но Гоголь действительно сумел заглянуть в бездну – бездну человеческой души и опалился...

А то, что в постановке "РЕВИЗОР" Одесского музыкально-драматического украинского театра им. В. Васылько Хлестаков и Осип, прикатив на тарахтящей адской машине, именуемой мотоциклом, оказываются пришельцами (тьфу-тьфу-тьфу) оттуда – так это просто интересная находка заслуженного артиста Украины, лауреата международных и республиканских конкурсов, молодого киевского режиссера Олега ОДИНОКОГО (кстати, вообще вся постановочная группа – киевская).

Столичное, как говорится, – не всегда отличное, но этот спектакль заслуживает внимания. Он действительно отличный, изобилующий режиссерскими находками. Их так много, что можно было бы говорить об избыточности, если бы только они не были так изящны, не следовали бы одна за другой в хорошем темпе, не выпячиваясь назойливо, а так сказать, походя. Они, как яркие бисеринки, в вышивке спектакля.

Я не хочу сказать, что все так уж безукоризненно. Можно найти немало "блох". А можно их и не искать, оставаясь под общим радостным, праздничным впечатлением от увиденного (или поразить этих "блох" так, как на сцене закалывает саблей клопа Добчинский). Но кое о чем сказать следует.

Во-первых, местами прихрамывает темпоритм. Так, после феерического пролога, сцена у Городничего ("К нам едет ревизор") кажется несколько вялой. Лишь в следующей картине спектакль начинает набирать темп.

И с музыкой не все "слава Богу" (в кавычки взяты слова, которые на Хлестакова и Осипа действуют, как удар грома, впрочем, так же, как крик петуха. Что поделаешь – Нечистая же сила!). Вот здесь в пору говорить об избыточности. Конечно, очень мило и забавно, когда "Очи черные" переходят в вариации из VII вальса Шопена, но музыка порой давит, превалируя над действием.

И еще. Комедию Гоголя Ю. Одинокий решает как гротеск. Но в этом гротеске есть гротеск в квадрате. Парочка Добчинский-Бобчинский (Богдан Паршаков и Яков Кучеревский) смотрится как пара коверных. В рамках своей задачи артисты работают великолепно. Но все-таки "що занадто, то не здраво"! Ну, чуть бы поменьше падений. Ну, чуть покороче бы сцена, когда запыхавшийся Добчинский вбегает к Городничихе, падает на пол и слишком долго, как опрокинутый на спину таракан, дергает ногами. Поневоле забываешь, что перед тобой помещики (пусть и разорившиеся). Такие вот великовозрастные оболтусы. Именно так решает режиссер эти образы. Недаром у них карманы, как у марк-твеновских мальчишек, набиты всякой дребеденью: веревочками, рогатками и даже (снова пересол) ведрами.

Что можно сказать о команде чиновников? (Смотритель училищ Хлопов – И. Геращенко, судья Ляпкин-Тяпкин – нар. арт. Украины А. Дриженко, попечитель богоугодных заведений Земляника – засл. арт. Украины В. Лысенко, уездный лекарь Гибнер – О. Руссол, почмейстер Шпекин – А. Довготько). В целом играют они хорошо. Хорошо, но без блеска. Есть в них какая-то досадная взаимозаменяемость (за исключением Хлопова – Геращенко). Вот смотрю я на свою коллекцию фарфоровых гоголевских персонажей и думаю, что никто из названных актеров не вдохновил бы скульптора на продолжение коллекции. Нет яркости, индивидуальности, а есть окружение, которое играет своего короля – Городничего. Самого Городничего (засл. арт. Украины В. Яковец), так же, как его соратников, почти весь спектакль выручают режиссерские прикольные находки. И только в последних сценах, особенно в монологе ("Над кем смеетесь, над собой смеетесь") Яовец отрывается от окружения, становится яркой фигурой. Хотя, казалось, в последнем монологе Городничий должен быть страшен, а он, скорее, трагичен.

А вот дамы – Городничиха (заслуженные артистки Украины С. Гужва и О. Равицкая) и Марья Антоновна (О. Петровская) явно переигрывают мужчин. В их игре есть экспрессия, органичная концепции спектакля.

Гвоздь постановки – это, безусловно, Хлестаков. Сергей Деревянко и юный Евгений Юхновец играют Хлестакова по-разному. Но оба темпераментны, искрометны. Если сравнивать их с чиновниками, то они находятся как бы на разных полюсах (исходя из темперамента – на северном и южном). Деревянко играет молодца – не промах. В нем есть хитринка. Не скажешь, действительно ли он настолько пьян, что несет Бог (или черт?!) весть что. Или он уже усек, что есть возможность перемошенничать провинциальных мошенников. Юхновец же наивно искренен, его просто несет какая-то (Нечистая?!) сила. Он враль вдохновенный. При этом ребячливо кокетлив, даже разнежен. Ну, просто очаровашка! А в общем, сказать, кто лучше, не возможно. Оба хороши по-своему, оба ДЕЛАЮТ спектакль.

Конкретную Нечистую Силу олицетворяет Осип (засл. арт. Украины Игорь Максимов и артист Павел Шмарев). Даже грим у него дьявольский. Так что трудно сказать, кто там, откуда они пришли, Хозяин, а кто слуга.

Отметим еще один интересный прием. Двуязыкость спектакля. Петербургские (?) гости изъясняются по-русски. Жители уездного городка (тобто повiтового мiстечка) – по-украински, что порой забавно обыгрывается в спектакле, да к тому же служит дополнительным разобщающим штрихом.

Юрий Одинокий позволяет себе еще одну (по-моему, удачную) вольность. На фоне знаменитой немой сцены появляются истинный ревизор и его адъютант. И мы видим, что это те же Осип и его Хозяин, только в новом обличье.

Ох! Не вводи нас во искушение и избави нас от лукавого!..

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.