Номер 48 (638), 22.11.2002

ИМЯ КИНОДРАМАТУРГА – В КАМЕННЫХ СТРОЧКАХ

На фасадной стене Одесской киностудии художественных фильмов рядом с четырьмя мемориальными досками выдающимся деятелям, работавшим здесь и оставившим незабываемый след в отечественном кинематографе (Александру Довженко, Владимиру Высоцкому, Василию Шукшину, Геннадию Збандуту), появилась пятая.

В течение долгих лет с Одесской киностудией была связана судьба Григория Яковлевича Колтунова. И не просто связана, имя этого кинодраматурга принесло студии и Одессе немало славы и уважения. Зрители старшего поколения хорошо помнят такие фильмы, как "Максимка", "Голубые дороги", "ЧП", "Гадюка", "Зеленый фургон" (перечислять можно долго), около 40 фильмов было поставлено по его сценариям. Один из них – "Сорок первый" – удостоился небывалого в мировых масштабах признания – специальной премии Каннского кинофестиваля 1957 года за сценарий. Причем премия адресовалась не стране и не киностудии – именно кинодраматургу, что вызвало в высших кинематографических кругах Советского Союза, мягко говоря, непонимание и попытки противодействия. Но жюри было непреклонным: премия – сценаристу. А фильмы по сценариям лауреата премировались в Венеции, Сан-Франциско, Эдинбурге, ряде стран Африки. Лауреатом I премии стал он на фестивале стран Азии за трилогию "Шах-Намэ" по Фирдоуси.

За свою долгую жизнь, а родился Григорий Яковлевич в 1907 году, он проявил себя в разных видах искусства: был музыкальным руководителем одесских театров "Радуга" и "Пролетар", режиссером, получившим I премию на Пушкинских днях в Одессе в 1937 году за постановку "Гаврилиады" и "Альманашника" (кстати, в 1945 – 47 гг. он был художественным руководителем театра миниатюр при Одесской филармонии, написавшим, к тому же, для этого театра две полные программы). По образованию Г.Я. Колтунов был музыкантом – в Одесском муздрамине им. Л. Бетховена он закончил факультет радиодирижеров и по этой специальности несколько лет проработал на Донбассе, где был руководителем музыкальных радиопрограмм.

В конце жизни Григорий Яковлевич проявил себя как талантливый поэт и писатель, но главным и любимым делом его жизни было кино. Свой первый сценарий "Ошибка Лены Окуневой" он написал в Донбассе и получил за него первую премию на Украинском республиканском конкурсе. В 1934 году Григорий Яковлевич получает приглашение и начинает работать на ВУФК – Всеукраинской фабрике кино, как тогда называлась Одесская киностудия. Вначале он работает редактором, затем – начальником сценарного отдела. 22 июня 1941 года он становится исполняющим обязанности директора кинофабрики и в этой должности осуществляет эвакуацию ее в связи с войной в Ташкент. После войны, с момента возрождения Одесской киностудии в 50-х годах, он – постоянный член художественного совета. В Одессе ставятся фильмы по его сценариям "Зеленый фургон" (режиссер Г. Габай), "Последняя прядь" (режиссер М. Терещенко), "Тринадцать поручений" (режиссер В.Лысенко) и "Искушение Дон-Жуана" (режиссеры Г. Колтунов, В. Левин).

Несмотря на всемирную популярность, дальше Болгарии Григорию Яковлевичу съездить не удалось. Зато фильмы по его сценариям, ставившиеся буквально на всех студиях Советского Союза, получили прокат в 80 странах мира. Его творческая деятельность продолжалась даже на девятом десятке лет. В 1996 году журнал "Радуга" публикует его роман "Кинжал", а в 1998 году в Одессе выходит его книга (роман, повесть, рассказы) "Пятый грех". Творческая биография Григория Яковлевича Колтунова, ушедшего из жизни в 1999 году, вошла во все киноэнциклопедии мира, а также в справочное издание "Выдающиеся деятели науки и культуры ХХ века", выпущенное в США.

Мемориальная доска заслуженному деятелю искусств Украины и Таджикистана, лауреату Каннского кинофестиваля, кинодраматургу и режиссеру Г.Я. Колтунову, установленная на фасаде Одесской киностудии, создана заслуженным художником Украины Александром Князиком. Скульптору удалось прекрасно передать облик мудрого, тонкого, ироничного человека, каким был Григорий Яковлевич Колтунов.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.