Номер 41 (631), 04.10.2002

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ.

Сто пятьдесят пятый филармонический сезон открылся в Одессе. Что в городе музыкантов, в городе любителей музыки вовсе и неудивительно: достаточно вспомнить, что одесское филармоническое общество было моложе только петербургского. Конечно, одесситам хотелось бы, чтобы оно было первым в Российской империи, но и второй результат совсем не плох.

Юбилейный 155-й сезон открылся 24 сентября в отреставрированном зале с улучшенной аккустикой (за счет выравнивания пола), с новыми удобными (и не скрипящими) креслами, с обновленной лоджией главного входа, с отремонтированным, отделанным плиткой тротуаром перед зданием.

Открытие сезона, было рассчитано на 5 разных по жанру вечеров: симфоническая музыка, камерная и эстрада.

Безусловно, не может не радовать то, что на двух вечерах одесситам доставил радость своим исполнительским мастерством народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, лауреат международного конкурса пианистов им. Вана Клиберна (США, 1962), победитель международного конкурса им. Королевы Елизавета (Бельгия, 1964 г.), кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" и почетного золотого знака "Общественное признание", президент Академии российского искусства, профессор Московской консерватории НИКОЛАЙ ПЕТРОВ.

Профессор Петров дал два концерта. Сольный, в котором звучала музыка С. Франка, В. Ландовской и неумирающие композиции Шуберта, Листа, Баха, Мендельсона. Второй вечер был отдан симфонической музыке Прокофьева и Скрябина в сопровождении национального филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла.

Накануне концертов профессор согласился дать пресс-конференцию одесским журналистам.

На ней много говорилось о судьбе русской пианистической школы. Николая Арнольдовича не может не беспокоить то, что из-за нищенской оплаты профессорско-преподавательского состава столичных консерваторий (Москва и в не меньшей мере Санкт-Петербург) преподаватели вынуждены принимать контрактные приглашения за рубеж. В итоге студенты поступают к одному педагогу, а практически обучаются у его ассистента. Поэтому исчезла преемственность Учитель – ученик, нет той, что была раньше (Нейгауз, Юдина) работы над звуком, над касанием, нет индивидуальности. Нынешние пианисты (их Петров называет "гладиаторами"), овладевая блестящей техникой, не становятся Музыкантами (Н. Петров вспоминал 14-летнего Женю Кисина, при исполнении которого слушатели не могли сдержать слез). Их музыка восхищает, но не трогает. В ней нет эмоционального заряда.

Именно эмоция – один из важнейших компонентом музыки. Поэтому, сказал профессор, он не исполняет современную музыку, которая (за отдельными исключениями) представляет собой некую систему, лишенную, как всякая заданная система, эмоций и свободы.

Зато в остальном, как выразился Николай Арнольдович, он всеяден. Космополитично любит всю музыку, всех композиторов-классиков... и очень любит, причем с детства, – джаз. Не признавая современных технических способов передачи звучания классических произведений, он считает, что симбиоз классики и джаза не только правомерен, но и продуктивен (если такое сухое слово имеет право на применение в отношении столь тонкой материи, как музыка).

Что касается исполнения самого профессора Петрова, то в нем присутствовала и индивидуальность, и блестящая техника, и те эмоции, о которых говорил маэстро.

Елена КОЛТУНОВА.