Номер 04 (594), 25.01.2002

ДЕЛА ТАМОЖЕННЫЕ

В прошлом году совершенствовалась организационно-штатная структура Черноморской региональной таможни и подчиненных таможень. Это обусловливалось ликвидацией Ильичевской таможни и созданием на ее базе таможенного поста "Ильичевск", сокращением общей штатной численности ЧРТ (сейчас она составляет 931 человек), в том числе ликвидацией таможенного поста "Одесса-порт", реорганизацией грузовых подразделений и пассажирского отдела, аттестацией должностных лиц.

Как региональная таможня ЧРТ не только организовывает и координирует работу таможень региона, но и непосредственно проводит таможенный контроль и оформление. Зоной деятельности ЧРТ является Одесса с промзоной до 7-го км Овидиопольского шоссе, Одесский морской торговый порт, аэропорт "Одесса", морской торговый порт Южный, город Ильичевск, Овидиопольский, Березовский, Коминтерновский, Николаевский районы. В структуре ЧРТ имеются три таможенных поста: "Григорьевка", "Ильичевск", "Аэропорт" и 41 самостоятельное подразделение. Еще шесть таможень непосредственно подчинены ЧРТ.

На работе таможенников продолжала сказываться напряженная оперативная обстановка, среди основных факторов, по мнению таможенного руководства, такие:

— продолжение активной контрабандной деятельности и нарушение таможенных правил при перемещении грузов через украинско-молдавскую границу, ухудшение криминогенной обстановки на приднестровском направлении;

— снижение объемов грузооборота, в том числе импорта товаров широкого потребления;

— необустроенность таможенных подразделений в пунктах пропуска автомобильного сообщения, недостатки в предоставлении сервисных услуг, что влияет на сроки пропуска через границу;

— активное использование фирмами-льготчиками и собственниками специальных торговых патентов для освобождения от налогов и сборов, что существенно повлияло, по мнению таможенного руководства, на обеспечение поступлений в бюджет.

Всего в 2001 году через ЧРТ прошло 30,9 млн тонн грузов, что составляет 160 % по сравнению с 2000 годом; при этом оформлено 15 млн тонн – 120 % от 2000 года. Однако значительно снижается количество транзитных грузов: 1,5 млн тонн – 2001 г., 1,8 млн тонн – 2000 г., 3,7 млн тонн – 1999 г. Тенденция налицо, что свидетельствует о неблагоприятных условиях в стране в организации транзитных перевозок.

Общая сумма платежей в торговом обороте составила свыше 407,4 млн грн. (122,7 % от 2001 г.), а в неторговом обороте – свыше 66 млн грн. (105,5 % от 2000 г.).

В качестве того, что даст государству отмена льгот для предприятий с иностранными инвестициями, руководство ЧРТ на недавней встрече с журналистами привело такой пример.

С 22 октября 2001 года предприятие "Поиск" стало оформляться в качестве предприятия с иностранными инвестициями, в связи с чем было освобождено от уплаты: только за восемь дней октября — 2,126 млн грн, в ноябре – 98,9 млн грн, в декабре – 181,08 млн грн. Всего же это предприятие освободили от уплаты 282,2 млн грн.

* * *

Отменены льготы для моряков-"подфлажников" и других резидентов, даже украинских дипломатов, по ввозу автомобилей. Легче в этом отношении только иностранным дипломатам.

Суммарные налоги на абсолютно новые машины не изменились по сравнению с 2000 годом, зато ввезти теперь машину, которой до пяти лет, стало вдвое дороже, от пяти до восьми – втрое. Те автомобили, которым свыше восьми лет, ввезти нельзя.

Б. Ш.