Номер 48 (638), 22.11.2002
На фасадной стене Одесской киностудии художественных фильмов рядом с четырьмя мемориальными досками выдающимся деятелям, работавшим здесь и оставившим незабываемый след в отечественном кинематографе (Александру Довженко, Владимиру Высоцкому, Василию Шукшину, Геннадию Збандуту), появилась пятая.
В течение долгих лет с Одесской киностудией была связана судьба Григория Яковлевича Колтунова. И не просто связана, имя этого кинодраматурга принесло студии и Одессе немало славы и уважения. Зрители старшего поколения хорошо помнят такие фильмы, как "Максимка", "Голубые дороги", "ЧП", "Гадюка", "Зеленый фургон" (перечислять можно долго), около 40 фильмов было поставлено по его сценариям. Один из них "Сорок первый" удостоился небывалого в мировых масштабах признания специальной премии Каннского кинофестиваля 1957 года за сценарий. Причем премия адресовалась не стране и не киностудии именно кинодраматургу, что вызвало в высших кинематографических кругах Советского Союза, мягко говоря, непонимание и попытки противодействия. Но жюри было непреклонным: премия сценаристу. А фильмы по сценариям лауреата премировались в Венеции, Сан-Франциско, Эдинбурге, ряде стран Африки. Лауреатом I премии стал он на фестивале стран Азии за трилогию "Шах-Намэ" по Фирдоуси.
За свою долгую жизнь, а родился Григорий Яковлевич в 1907 году, он проявил себя в разных видах искусства: был музыкальным руководителем одесских театров "Радуга" и "Пролетар", режиссером, получившим I премию на Пушкинских днях в Одессе в 1937 году за постановку "Гаврилиады" и "Альманашника" (кстати, в 1945 47 гг. он был художественным руководителем театра миниатюр при Одесской филармонии, написавшим, к тому же, для этого театра две полные программы). По образованию Г.Я. Колтунов был музыкантом в Одесском муздрамине им. Л. Бетховена он закончил факультет радиодирижеров и по этой специальности несколько лет проработал на Донбассе, где был руководителем музыкальных радиопрограмм.
В конце жизни Григорий Яковлевич проявил себя как талантливый поэт и писатель, но главным и любимым делом его жизни было кино. Свой первый сценарий "Ошибка Лены Окуневой" он написал в Донбассе и получил за него первую премию на Украинском республиканском конкурсе. В 1934 году Григорий Яковлевич получает приглашение и начинает работать на ВУФК Всеукраинской фабрике кино, как тогда называлась Одесская киностудия. Вначале он работает редактором, затем начальником сценарного отдела. 22 июня 1941 года он становится исполняющим обязанности директора кинофабрики и в этой должности осуществляет эвакуацию ее в связи с войной в Ташкент. После войны, с момента возрождения Одесской киностудии в 50-х годах, он постоянный член художественного совета. В Одессе ставятся фильмы по его сценариям "Зеленый фургон" (режиссер Г. Габай), "Последняя прядь" (режиссер М. Терещенко), "Тринадцать поручений" (режиссер В.Лысенко) и "Искушение Дон-Жуана" (режиссеры Г. Колтунов, В. Левин).
Несмотря на всемирную популярность, дальше Болгарии Григорию Яковлевичу съездить не удалось. Зато фильмы по его сценариям, ставившиеся буквально на всех студиях Советского Союза, получили прокат в 80 странах мира. Его творческая деятельность продолжалась даже на девятом десятке лет. В 1996 году журнал "Радуга" публикует его роман "Кинжал", а в 1998 году в Одессе выходит его книга (роман, повесть, рассказы) "Пятый грех". Творческая биография Григория Яковлевича Колтунова, ушедшего из жизни в 1999 году, вошла во все киноэнциклопедии мира, а также в справочное издание "Выдающиеся деятели науки и культуры ХХ века", выпущенное в США.
Мемориальная доска заслуженному деятелю искусств Украины и Таджикистана, лауреату Каннского кинофестиваля, кинодраматургу и режиссеру Г.Я. Колтунову, установленная на фасаде Одесской киностудии, создана заслуженным художником Украины Александром Князиком. Скульптору удалось прекрасно передать облик мудрого, тонкого, ироничного человека, каким был Григорий Яковлевич Колтунов.
Леонид БЕНДЕРСКИЙ.