Номер 45 (1041), 19.11.2010

ХЕЛЛО, МАЭСТРО!

В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного полным ходом идет подготовка к очередной премьере. 20 и 24 ноября публике будет представлен спектакль "Целуй меня, Кэт" на музыку Кола Портера. Руководит репетиционным процессом недавно приступивший к работе новый главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Вадим Перевозников.

- Строго говоря, это не совсем премьера - в точном смысле слова, - говорит маэстро. - Мы просто возобновляем спектакль, который с успехом шел прежде. Мне удалось просмотреть видеозапись того оригинального спектакля, он мне понравился: сделан добротно и логично. Так что не вижу необходимости вносить значительные изменения. К счастью, пребывает в строю, находясь в отличной творческой форме, исполнитель главной роли - народный артист Украины Владимир Фролов. Он фактически восстанавливает режиссерскую партитуру, позволяя мне сосредоточиться на музыкальной части. Тем более, что музыка Кола Портера - одного из американских классиков - требует от нас самого серьезного подхода. Например, во время работы над увертюрой я обратил внимание оркестрантов, насколько это напоминает по стилю и настроению "Голубую рапсодию" Джорджа Гершвина.

Словом, мы имеем дело с отличным музыкальным да и драматургическим материалом. (Напомню, что сюжет основан на мотивах комедии В. Шекспира "Укрощение строптивой".) А это предъявляет высокие требования к творческому качеству труппы. Кстати, большинство ее будет занято в предстоящем спектакле, что ускорит мое знакомство с коллективом. Но уже сейчас ясно, что мы располагаем достойным оркестром, хорошими вокалистами. И это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Возможно, говорить об этом преждевременно, но я уже думаю о классическом репертуаре: "Цыганский барон", "Сильва"...

Есть и другие предварительные соображения. Но предметно обсуждать их можно будет только к следующему сезону, поскольку решения по нынешнему уже приняты, и их нужно осуществлять...

Одну из главных своих текущих задач я вижу в том, чтобы, располагая хорошим потенциалом исполнителей, так организовать повседневную работу, дабы каждая репетиция имела свой конкретный смысл, результат и обеспечивала продвижение к конечной цели - качественному спектаклю. И я чувствую, что в новом для меня коллективе у людей есть желание работать классно и с полной отдачей. Так что будем надеяться, что у нас все получится.

А еще хочется надеяться, что одесский коллектив поддержит творческую стратегию, уже выработанную и реализованную в Киевском национальном театре оперетты. Там художественному руководителю Богдану Дмитриевичу Струтинскому и мне удалось убедить большинство труппы в том, что совместными усилиями нужно повернуть от стереотипов восприятия оперетты как сугубо легкого, развлекательного, в чем-то даже глуповатого жанра - в сторону европейского музыкального театра, где находится место и мюзиклу, и классической оперетте, и комической опере, и концертам оркестра и вокалистов, и вечерам памяти великих мастеров прошлого...

Словом, если мы хотим иметь настоящий современный музыкальный театр с высоким уровнем культуры, то его артисты не должны зацикливаться на традиционной оперетте. (Тем более, что традиции эти за многолетнюю историю жанра обросли множеством проявлений дурного вкуса, да и попросту штампов.) Очень надеюсь, что такой взгляд на нашу профессию найдет поддержку и в одесском коллективе. Хотя допускаю, что для этого потребуется некоторое время, возможно даже - весьма значительное.

Справедливости ради надо сказать, что и в Киеве поддержка большинства пришла не сразу. Поначалу были сомнения: мол, зачем это нужно - романсы, вечера классической музыки - в театре оперетты? Понадобилось несколько лет, чтобы солисты, особенно - молодые исполнители, убедились на собственном опыте: те же романсы, арии из опер и классических оперетт помогают расти профессионально, оттачивать свое вокальное и актерское мастерство. При этом хочу подчеркнуть, что в Киеве мы никого не принуждали. Участвовали только те, кому это было интересно. Естественно, пока еще я не знаю, будет ли это интересно артистам Одесского театра музкомедии. Если же им это будет неинтересно, никому ничего не собираюсь навязывать. Все абсолютно добровольно. Будем общаться, дискутировать. Возможно, будем находить компромиссы - я для них открыт во многих аспектах нашей работы.

Есть только один непременный принцип, где компромиссы для меня исключены. Пока я главный дирижер, каждый спектакль независимо от нюансов жанра или меры условности, должен быть актом высокой культуры: музыкальной, театральной, постановочной... На том стоять будем!

Записал Александр ЛЯХОВИЧ.