Номер 42 (1531), 17.12.2020
На камерной "Сцене 38" Одесского академического музыкально-драматического театра имени Васыля Васылько состоялась премьера трагедии абсурда "Эмигранты" по мотивам одноименной пьесы Славомира Мрожека.
Спектакль начинается одновременно с рассадкой зрителей. Двое молодых парней коротают время по краям общего пространства. Потом окажется, что это два соседа, поневоле делящие между собой мрачный подвал, квадратный стол, помойное ведро и консервы (один из парней выражает готовность употребить даже собачий корм из банки, но второй ему этого не позволит, отдаст свою банку, ибо человек не собака и должен достойно питаться, не соблазняясь дешевизной). Один, с виду интеллигентный, субтильный, что-то читает с глубокомысленным видом, другой, витальный крепыш, озабочен внешним: чистит ботинки, примеряет галстуки, смотрится в зеркало, причесывая вихры... Поначалу всегда горек эмигрантский хлеб, не покидает чувство оторванности от своих корней, и каждого ветер перемен вертит по-своему.
Мрожека часто называют польским Сэмюэлом Беккетом, и большинство его пьес действительно органично воплощаются в эстетике театра абсурда. Но именно написанные в 1973 году "Эмигранты" являются наиболее реалистичной пьесой драматурга. Здесь нет нарочито нелепых персонажей, гримов, костюмов, абсурд коренится гораздо глубже, в человеческой натуре. Дискуссия того времени, вынесенная Мрожеком в реплики героев, актуальна и для сегодняшней Украины. Уезжать с родины, чтобы оказаться "рабом вещей" — плохая идея, проще вздернуться, и интеллигент будет настойчиво подталкивать к петле люмпена (на то он и интеллигент, а еще явный политэмигрант). Выйти в окно из подвала невозможно, остается петля.
Персонажам Мрожека около сорока, в спектакле же заняты двадцатидвухлетние актеры. Давид Дудучава играет того самого люмпена, преисполненного жизненной силы, для него подвал подобен клетке, в которой томится сильное существо. Его труд — физический, тяжелый, так эмигрант планирует заработать на достойный дом для жены и детей, попутно фантазируя о красотке-киноактрисе из первого класса. Посмотреть на женщин ходит на вокзал, рассказывает потом небылицы о сексе с ними тут же, в вокзальном туалете, но интеллигента (Павел Примак) не обманешь, он даже из вежливости не сделает вид, будто поверил. Театралам на заметку: третируя простоватого соседа за несовершенство костюма и манер, "политический" вдруг с абсурдной непосредственностью пригласит зрителей выпить с ним настоящего, не бутафорского коньяка в честь надвигающегося Нового года. По Мрожеку, в подвал, где угнездились эти "две бактерии, два вируса", доносятся отзвуки гимна "Хайлиге Нахт", герои находятся в немецкоязычной среде, но в одесском спектакле такой конкретики нет. Герои непроизвольно прячутся, точно в панцири, в свои чемоданы (люмпен еще и тайком что-то жует, его мощный организм постоянно требует подпитки, чувство голода наверняка острее, чем у интеллигента). В какой-то момент проникаешься "подвальным" мироощущением героев, явно попавших в пожизненную ловушку. Хотя интеллигент-манипулятор еще может выплыть в этой жизни и оказаться в каком-нибудь пентхаусе, примеры такие бывали...
Виолетта СКЛЯР.
Фото Ивана СТРАХОВА.