Номер 36 (883), 28.09.2007

МОРЯКОВ ЗАЩИЩАЕТ ПРОФСОЮЗ

В рейсе моряка могут ожидать самые разные неприятности. Застраховаться от них - лучший способ защиты. Региональная Федерация морских профсоюзов юга Украины призвана оказывать помощь морякам и решать их насущные вопросы. На наши вопросы отвечает председатель федерации Евгений Изотов.

- На что следует обращать внимание моряку, выбирая агентство по трудоустройству?

- В первую очередь, на надежность. Крюинговые компании, которые давно существуют на рынке, уже заняли свои ниши и заработали престиж. Раз в год выходит сборник "Работа для моряков", в котором можно найти адреса агентств, занимающихся трудоустройством моряков. С ними можно сотрудничать.

В Одессе немало сомнительных крюинговых компаний. Там ставят моряка на учет, обещают трудоустроить, но проходит месяц, полгода, а дело не сдвигается с места. Бывает, возникает морское агентство, берет деньги с моряков, оформляет им визу, а на месте их никто не ждет. И фирма, которая подготовила документы, мгновенно исчезает. Таких фирм-однодневок в последнее время стало меньше, но случаи обмана все равно бывают.

- Но в известные компании стремятся попасть все, и моряку наверняка придется стоять в очереди?

- Да, в известные компании наблюдается большой наплыв. Но лучше подождать три месяца и уйти в рейс с гарантиями. С солидными судовладельцами, которые имеют 100-150 судов, работает всего треть крюинговых компаний. В некоторых странах, например Греция, Турция, фирмы держат одно-два судна. Они достаточно бедны и экономят на каждом долларе. К тому же они подвержены банкротству и в любой момент могут бросить судно. Такое случалось, когда произошел разлив нефти. Компании грозил большой штраф, и она отказалась от судна. В таком случае моряки остаются один на один с бедой. Вот тут на помощь им приходят профсоюзы, оказывая помощь в возвращении на Родину. Кроме того, разыскивается судовладелец, с которого взимается оплата труда экипажа.

У нас был случай невыплаты компанией заработной платы 12 морякам, которые заключили договор с агентством Измаила. Судовладелец отправил моряков домой, пообещав, что оплату они получат в своем агентстве. Но сколько ни ждали моряки, деньги пересланы не были. Моряки обратились в правоохранительные органы, однако те оказались бессильны в решении вопросов с иностранной фирмой. Полгода моряки ничего не могли добиться, пока не обратились к нам. Мы проследили за судами этой компании. И когда судно зашло в порт Южный, оперативно арестовали его по решению суда. Арест судна для судовладельца означал большие затраты, поэтому через два дня он сдался и не рассчитался полностью.

Кроме невыплаты зарплаты морякам, также существуют бытовые проблемы - получение травмы, болезнь. Если моряк застрахован, лечение оплачивает судовладелец. Но когда он начинает упираться, приходиться доказывать, что он не прав. Кроме того, мы материально поддерживаем моряка, пока он не добьется справедливости, выделяем единоразовую помощь в размере 300-400 долларов.

- Каким образом моряк может застраховать себя, уходя в рейс?

- Основной документ для социальной защищенности моряка - это коллективное соглашение с судовладельцем и профсоюзом, где предусмотрено все: техника безопасности, питание, рабочие часы и даже праздники. Кроме того, в договоре оговаривается страховка на случай потери трудоспособности. Труд в море - опасный, и всякое может случиться. Поэтому предусмотрена страховка на случай потери кормильца, которую получает жена или близкий родственник. Обычно она выдается в размере 50-60 тысяч долларов плюс 10 тысяч долларов на несовершеннолетнего ребенка.

В моей практике еще не было случаев, чтобы страховку не выплачивали. Бывали задержки, разбирательства, но, в конечном счете, семья деньги получала. Больше года мы отстаивали права одной одесской семьи. Греческий клуб не хотел давать страховку жене погибшего в рейсе механика. Но благодаря нашим усилиям компания выплатила страховку и моральный ущерб в размере 120 тысяч долларов.

- Есть ли у моряков сейчас сложности с трудоустройством?

- Наши моряки сейчас востребованы иностранными компаниями, особенно комсостав. Его даже не хватает. У нас очень хорошее образование и зарплаты ниже, чем европейские. Поэтому иностранцы с удовольствием берут наших капитанов на работу. Капитан сегодня получает от 5 до 10 тысяч долларов в месяц. Страрпом - чуть меньше. Востребован также рядовой состав, который имеет опыт, с заработной платой 1100-1200 долларов. Однако в этой категории наблюдается большая конкуренция с китайцами, корейцами, индусами - более дешевой рабочей силой. Но известно, что наши моряки и выносливее, и подготовлены лучше, и ту же работу делают качественнее.

Большое значение в трудоустройстве играет хорошее знание английского языка. Опытные моряки отлично владеют им, потому что, в основном, на судах работают смешанные команды: филлипинцы, поляки, греки, украинцы и другие.

- Можно сказать, что сегодня есть тенденция роста оплаты морского труда, и она постепенно поднимается к европейским ставкам?

- Да. С улучшением положения в стране увеличилась зарплата у моряков и наши требования к судовладельцам. Если раньше максимум оплаты составлял 500 долларов, то сейчас украинским морякам платят не ниже 900 долларов в месяц.

Благодаря тому, что наши моряки ходят под иностранными флагами, мы решаем две задачи: они повышают свое благосостояние и страны и в то же время сохраняют профессию для нашего флота, который непременно будет развиваться в дальнейшем. По-другому в Украине быть не может.

Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.

Фото автора.