Номер 36 (626), 30.08.2002
- говорит Фаина Марковна Мушкатина.
Мы сидим в ее кабинете заведующей литературной частью Одесского театра музыкальной комедии им. М. Водяного. В кабинете, стены которого увешаны старыми и свежими афишами, а на столах лежат вырезки из газет и фотографии актеров (многие с дарственными надписями). Против окна прелестный триптих Михаила Ивницкого, подаренный Фаиночке на память (каким многозначительным становится слово "память", когда человека-друга уже нет рядом).
Вот уже 13 лет, как Фаина Марковна хозяйка этого кабинета, хотя работать в нем приходилось и раньше, но об этом потом. А сейчас - интервью, которое я беру в канун юбилея самого популярного завлита Одессы (слово популярный в данном случае синоним слова любимый).
- Фаина Марковна, когда в вашу жизнь вошел театр? Невозможно себе представить, что только 13 лет назад.
- О, что вы! Театр в мою жизнь вошел тогда, когда мне едва исполнилось 4 года. Это был Одесский оперный театр. Красота самого здания, потрясающие декорации, прекрасные певцы, служившие в театре в послевоенный период, торжественность сборов - мне надевали на платьице белый воротничок - даже сейчас сердце замирает от этих воспоминаний.
- Ваши родители имели отношение к театру?
- Нет, отец был бухгалтер, мама врач. Но отец был завзятый театрал. Он не пропускал ни одного спектакля. Для него поход в театр всегда был праздником, как бы часто такие походы ни совершались. Мы жили очень скромно, но отец всегда брал самые лучшие билеты, в первые ряды. Много лет спустя, когда я приходила в оперный театр, меня узнавали билетеры, вспоминали папу. Мама редко нам с отцом составляла компанию - она много работала, да и дом был на ней. Из семьи искусством занимался только дед. Он был скрипачом, да и то любителем...
- Какой из первых спектаклей вам запомнился больше других?
- Наверное, "Евгений Онегин". Я очень плакала на нем. Вообще, я рыдала почти на всех операх. К этому располагали не только трагические, как правило, финалы, но и музыка. А "Евгений Онегин" - это же Пушкин, который для меня был и на всю жизнь остался любимым поэтом. Впрочем, я плакала и на балетах, на глиеровском "Красном маке". Какие замечательные танцовщики были тогда в нашем театре: Рындина, Иваньковская, Цхомелидзе, Игнатьев, Егоров...
- Дома после спектакля вы с отцом, наверное, делились впечатлениями?
- Конечно, и потом отец всегда напевал какие-то мелодии, арии. Он знал на память десятки арий, мог дословно воспроизвести большинство сцен популярных опер.
- Отец прививал вам любовь именно к классической музыке?
- Не только, он не меньше любил и оперетту. Когда Львовская оперетта переехала в Одессу, отец начал меня водить и в Театр музкомедии. Он тогда был в четырех кварталах от нашего дома. До сих пор помню все спектакли, декорации и даже костюмы. И сейчас актеры той первой когорты поражаются, когда я рассказываю им, в каком платье, в каком костюме они пели ту или иную арию, проводили сцену.
- Словом, отец любил и приобщал вас к музыкальным театрам. А в драматических вы бывали?
- Мы часто ходили в Украинский театр. Там тогда играли замечательные актеры: Мациевская, Твердохлиб, Фесенко, Кара-Гияур... А вот походов в русский театр не припомню...
- А музыке вас не учили?
- Нет. Я ходила только в общеобразовательную школу. Сначала в женскую 68-ю, а потом, с 5-го класса, в 92-ю. Инструмента дома не было, и не было материальной возможности его приобрести. А играть очень хотелось. Я все время наигрывала, выстукивала пальцами мелодии...
- Все девочки, особенно хорошенькие, мечтают стать актрисами. А уж если их часто водят в театр...
- И я в 6 - 7 классах мечтала о том же, одевалась, разыгрывала перед зеркалом сцены... Но я критически относилась к своей внешности, к тому же я слегка картавлю...
- С родителями вы не делились своими мечтами?
- Родители меня тянули каждый в свою профессию. Так что в итоге я подала документы в кредитно-экономический институт (сейчас это финансовый университет). Самая большая радость была, когда на вступительных экзаменах я получила по географии тройку. Домой летела как на крыльях. И на следующий год пошла на филфак университета. В этом была заслуга моего замечательного школьного педагога Агнессы Григорьевны Хорошиной. Она сумела привить нам любовь к литературе. Не забуду, как она нам рассказывала "Обрыв" Гончарова. Благодаря ей мы все читали, а не просто проходили произведения.
- И вы поставили на театре крест?
- Нет, я стала искать то, что свяжет меня с театром. В этом мне очень помогла Берта Яковлевна Барская. Я ходила на занятие к ней не только в свою, но и в другие группы. Приходила к ней домой. У нее и у ее мужа профессора Шайкевича всегда был накрыт большой парадный стол... (Ф.М. вспоминает семью Барской-Шайкевича). И диплом я писала по театру.
- И все же потом два года отработали в 43-й школе!
- Мне очень нравилось преподавать, увлекать ребят тем, что увлекало меня. Но через два года меня коллеги сманили на подработку в экскурсионное бюро. Там руководство сначала смутила моя картавость. Но тут я возразила: "Я знаю одного человека, которому картавость не помешала возглавить государство". Руководство сначала опешило, а потом предложило мне разработать тему экскурсии. Мою разработку комиссия приняла, и мне предложили место штатного экскурсовода. Не без боли я рассталась со школой. И отдала экскурсионному бюро 22 года своей жизни. Какие только темы я не разрабатывала: "Одесса подпольная", "Одесса театральная, литературная"... Более 20 тем. Я очень любила свою работу. Хотя платили за нее... 2,92 р. за театральную экскурсию, 5,52 р. за 3-часовую по городу... На экскурсиях мне удавалось реализовать свое стремление к сцене. Мои лекции, экскурсии называли театром одного актера. Когда я работала над темой "Одесса театральная", я каждый день ходила в театры, познакомилась со всеми актерами, музыкантами. К 90-летию Утесова очень много работала над утесовской темой, ездила в Ленинград и Москву, познакомилась с его вдовой, с Петросяном, с Ширманом (помните братьев Ширман-клоунов?), с Кобзоном, Пугачевой... Эту экскурсию я проводила с магнитофоном. Это была первая музыкальная экскурсия. Тогда же, в 87-м году, я познакомилась с Ульяновым... В те годы мне пришло предложение продолжить образование в ЛГИТМИКе. Но мама тяжело болела, я не могла ее оставить.
- Я помню, что где-то в конце 80-х годов вы пришли на работу в Дом актера зам. директора...
- Да, в 1986 г. Но продолжала вести по воскресеньям экскурсии. Я не могла перечеркнуть все, что было создано за эти годы. Тогда Дом актера работал так, что на концерты в него было не попасть. Затем была работа в созданном в Одессе отделении Союза театральных деятелей. Три года заведовала там лекционно-концертным отделом. Потом стала завлитом театра "Пале-рояль"...
- А как пришли в музкомедию?
- Я пришла в музкомедию договариваться об аренде зала. В театре было тогда тяжелое положение. Известный уже раскол и уход части труппы. В том числе ушел и завлит Аврутин. Тогдашний директор театра Эдуард Владимирович Рымашевский завел разговор о трудностях, переживаемых театром, и вдруг предложил подумать над предложением занять должность завлита. Я согласилась сходу. Но все же он настаивал на том, чтобы я подумала до утра. А утром я уже сидела в этом кабинете, где когда-то разрабатывала свою экскурсионную тему "Театральная Одесса". Такое вот совпадение. Первая задача, поставленная передо мной Рымашевским, - вернуть в театр прессу.
- Наверное, это было дело не одного дня. А с чего вы начинали?
- С передачи о Михаиле Водяном, которую мы с Кимом Каневским сделали на телевидении. Работы сразу было много. Я искала новые пути и вместе с тем штудировала папки Аврутина, пыталась разобраться в его наметках...
- Что главное в работе завлита? Ну, работа с прессой...
- Главное - помощь актерам. Кстати, работа с прессой - это часть заботы об актерах. Они должны видеть, что труд их замечен. Кроме того, я должна обеспечить актеров текстом роли, нужной литературой. В принципе, завлит часто подбирает и драматургический материал. Но здесь все зависит от дирекции.
- Фаина Марковна, вы счастливый человек?
- Да, очень. У меня прекрасная семья - я замужем за очень хорошим, заботливым человеком, Яковом Исидоровичем Крельманом. Он инженер, но понимает мою любовь к театру. У меня сын Игорь и две внучки. Младшая, 3-летняя Леночка, обожает театр, не шелохнется на спектаклях.
А главное, я всю жизнь занималась любимым делом. Мне нравилось преподавать в школе, нравилось вести экскурсии, нравится работать в театре.
Поверьте, любимая работа - это большое счастье.
Беседовала Елена КОЛТУНОВА.
Фото Л.БЕНДЕРСКОГО.