Номер 33 (1473), 5.09.2019

Лайма Вайкуле на "Рандеву"

Выступив в прошлом году на Летней площадке Морвокзала, Лайма Вайкуле так вдохновилась, что решила сделать её "филиалом" фестиваля, который она несколько лет проводит в Юрмале. Так, в нашем городе появился новый фестиваль LAIMA RENDEZVOUS ODESSA '2019. Погода, правда, несколько подпортила впечатление, но все равно зрители были довольны. Еще бы - не каждый день и даже год можно увидеть на одной сцене такое созвездие артистов: Олег Скрипка с ВВ, Арсен Мирзоян, Ирина Билык, Александр Малинин, Вахтанг Кикабидзе, Тина Кароль, Настя Каменских, театр "Маски", "Женский квартал" и их более молодых коллег из Украины, Молдовы и Дании. Выступление самой Лаймы украсило программу, лишний раз подтвердив, что настоящая звезда не подвержена возрасту и моде.


Отсчитаем три десятилетия назад

Во время пресс-конференции Лайма с юмором вспомнила о своем первом выступлении в Одессе.

- Там были конструкции. Я поднялась на сцену, взялась за стойку, и меня ударило током. Я хотела кричать "Помогите!", но не могла. Я боялась, что остановится сердце. Прокусила себе язык, щеку. Потом мне объяснили, что при таком разряде сокращаются все мышцы. Публика кричала из зала: "Лайма, мы за тебя боимся!" Так это было тепло, что я запомнила на всю жизнь. Не зря я получила этот удар, раз узнала, как тепло зрители ко мне относятся.

Волею судьбы один из авторов этих строк был на том концерте и даже взял после него интервью у певицы. По ней было совсем незаметно, какое она пережила потрясение. Приведем эту беседу 1988 года.

- Вы считаете себя деловой женщиной?

- Деловой - производное от "дело". Деловой человек - это тот, кто нечто создал. Достичь популярности может тот, кто создал нечто необходимое людям.

- В своих интервью вы говорите, что многое в вашей жизни - дело случая. Но "деловая женщина" и "случайность" - понятия противостоящие. Случай - подарок судьбы. Вы же все подарки, насколько я могу судить, преподносили себе сами...

- Да, решение уйти из ресторана, где у меня была своя аудитория, пусть небольшая, но верная, и где материально было вовсе неплохо, на концертную эстраду я приняла сама. Но случай все равно играет в жизни артиста громадную роль.

- Для вас счастливым случаем стала встреча с Раймондом Паулсом?

- Не встреча сама по себе, а то, что, когда она произошла, у Паулса была песня, подходящая именно мне. Случай был в том, что, когда я приехала в Москву, я встретила Паулса вместе с Леонтьевым, и тогда возникла идея спеть "Вернисаж" дуэтом. Случай - в том, что именно меня послали на фестиваль "Братиславская лира", где я завоевала первый приз.

- Но если таких случайностей много, можно вести речь о закономерности...

- А разве вся наша жизнь не состоит из неслучайных случайностей?

- История эстрады показывает, что на звездном Олимпе поселяются, как правило, те, кто долго и трудно шел к признанию: вспомним Пугачеву, Леонтьева. Ваш пятнадцатилетний путь к популярности дает основание рассчитывать на хорошую перспективу. А вы сами как считаете?

- Никто не знает своего будущего, и я боюсь загадывать. Популярность, слава слишком зависимы от случайностей - как добрых, так и недобрых.

- Вы стремитесь, чтобы каждая ваша песня стала шлягером?

- Разве это можно угадать? Даже Паулс не знает этого заранее.

- Вы не опасаетесь, что, когда кончится сотрудничество с Паулсом, ваша популярность может пойти на убыль? Такие примеры хорошо известны: Зивере, Пирагс, ансамбль "Модо"...

- А разве Пугачева стала менее популярной, прекратив сотрудничество с Паулсом?! Вот актерам в театре приходится играть в разных пьесах, сотрудничать с разными режиссерами. И это - нормально. Если у Паулса будет для меня песня - я ее с удовольствием спою, если нет - ее споет кто-то другой, а я буду исполнять песни других авторов.

- На своем концерте вы сказали, что первое отделение прошло как у Ротару, а второе - как у Пугачевой. Как это понимать?

- Я имела в виду, что в первом отделении зал слушал сидя, а в начале второго молодые люди встали и пошли прямо к сцене. Я очень хорошо отношусь и к Пугачевой, и к Ротару, ибо человек, достигший всеобщей известности, уже этим заслуживает уважение.

- После концерта я услышал такую реплику: "Интересно, сколько она зарабатывает, что может себе позволить так часто менять платья?" Что бы вы на это ответили?

- Поразительно! Неужели до сих пор - после стольких публикаций - кто-то считает нас миллионерами?! Давно пора знать, что каждый эстрадный артист имеет концертную ставку, согласно которой и оплачивается его труд - вне зависимости от степени популярности.

- Какова ваша ставка, если не секрет?

- 19 рублей. За сольный концерт - а это полтора часа непрерывного действия - я получаю 56 рублей. С точки зрения мировой практики, такие деньги - просто смешные. Право же, заниматься этим делом можно только по призванию, иначе игра не стоит свеч. На самом же деле артист должен сам устанавливать, сколько стоит его выступление. А это будет зависеть от того, насколько велика его популярность, какие сборы он способен делать. Так во всем мире.

- Но ведь сейчас есть возможность сотрудничать с кооперативами, где оплата значительно выше...

- Да, но с кооперативами я могу работать раз-два в год, не чаще. Я ведь солистка филармонии - следовательно, должна ездить с концертами, принося прибыль своей организации.

- Читателю всегда интересно знать о популярном артисте то, что называют личной жизнью: семья, друзья, увлечения, вкусы...

- Напишите, что больше всего люблю есть торт, который сама пеку!

- И это все?

- Все!


Вернемся в сегодня...

- Когда я выступала в прошлом году в Одессе, меня так тепло принимали, что я решила провести фестиваль в этом прекрасном городе, - призналась Лайма на пресс-конференции. И продолжила с юмором: - Для меня провести фестиваль в Одессе все равно что замуж выйти - такая ответственность. А раз с замужеством у меня не ладится, то думаю, что с фестивалем полажу.

- Кто готовил программу фестиваля?

- Я сама составляла программу и сама же выступаю как режиссер. Такое качество либо есть в человеке, либо нет. Во мне оно есть.

Хотя признаюсь, что, составляя программу, я не очень представляла, какая в Украине эстрада. Но когда приехала сюда, то вижу, какие у вас таланты, красивые, музыкальные. Я для себя открыла многое и многих. Я вообще люблю открывать новое, хотя, как замечают многие вокруг, сама не меняюсь. Да, у меня тот же голос, тот же репертуар. Не меняется и моя ответственность перед сценой, зрителями. И я не перестала быть трудоголиком.

В то же время жизнь нас меняет. Раньше я была очень строга ко всем. Приходила на репетиции в 9 утра, заставляла артистов делать аэробику со мной. Кстати, тогда у меня работал Володя Пресняков. Я была страшно требовательной, ничего никому не могла простить. Сейчас я нравлюсь себе больше. Стала воспринимать людей такими, какие они есть. Так легче жить.

Тем более, что время и в самом деле другое. Все возможно. Любые мечты осуществляются. Я завидую молодым. Они могут сделать все, что хотят: клип снять, поехать в любое место мира. Мы раньше только видео смотрели. А сейчас можно поехать хоть на Каннский фестиваль.

- Многие эстрадные артисты снимаются в кино. А вот вас на экране почти не видно.

- У меня был опыт съемок в кино. Я долго отказывалась сниматься. Меня звали в "Гардемарины" играть одну из главных ролей - я отказалась, а все артисты, которые там снимались, стали известными. А потом вдруг неожиданно для себя согласилась сниматься в каком-то фильме, ничего в этом не понимая и даже толком сценарий не читая. Съемки были в Одессе, и все там было настолько плохо, что я никому не говорю об этом фильме. (Примечание. Речь идет о фильме 1991 года "В русском стиле".)

Меня Одесса постоянно испытывает. Недаром у вас есть Жванецкий, а у нас Раймонд Паулс. Тут, наверно, такой климат, что рождаются талантливые люди.

- Какое чувство вы испытали, когда впервые вышли на Пикадилли?

- Эту песню мне ставила Алла Сигалова. Я себе придумала, что должен быть стиль 1920-х годов, когда девушкам, которые убегали из дома, приходилось выходить на панель. Я надела комбинашку и длинный пиджак сверху. Алла подошла ко мне, расстегнула пиджак и сказала: "Иди!" И я пошла на сцену. В жизни, конечно, Пикадилли не произвела особого впечатления. Наша фантазия всегда интересней реальности.

- Есть ли у вашего фестиваля, так сказать, сверхзадача?

- Этот фестиваль должен всех объединить. Поэтому в Одессе собрались артисты разных стран: Украины, Литвы, Беларуси, Грузии, России, Дании. И молодые исполнители имеют возможность познакомиться со своими иностранными коллегами.

- Какими нарядами вы собираетесь поразить публику?

- Я привезла с собой целый гардероб. Но одеваться буду по настроению. Конечно, могла бы выйти в джинсах и рубашке, да ведь публика ждет чего-то особенного.

О фестивале и вокруг

Лайма сдержала обещание: на концертах она не раз переодевалась, удивляя великолепным дизайном своей одежды: черное платье, персиковый костюм, юбка с рюшами. И все по фигуре.

Но больше всех поразила Ирина Билык.

В первый день программы она вышла на сцену в экстравагантном образе - высоких ботфортах и черной фуражке - и сказала, что хочет признаться в любви к Лайме. А также Билык пожелала, чтобы этот фестиваль в Одессе стал традиционным.

А после концерта Ирина пришла к коллеге за кулисы и подарила ей авторскую шляпку, которую Лайма тут же надела.

Во второй день фестиваля сольный концерт Лаймы чуть не сорвал шторм, пронесшийся над сценой и сбивший аппаратуру. Пришлось задержать начало.

- Концерт мог не состояться из-за погоды, - призналась потом певица. - Но я приложила все усилия, чтобы он прошел. И очень благодарна всем зрителям, которые поддержали нас и пришли на Морвокзал вопреки прогнозу.

Делясь впечатлениями после фестиваля, Лайма призналась, что некоторых артистов отбирали по принципу того, насколько они популярны в интернете.

- Многие для меня стали открытием, - сказала певица, - некоторые так и остались загадкой. Но сейчас такое время: публика все равно получает то, что хочет. И я уверена, что с каждым годом фестиваль в Одессе будет становиться все сильнее и сильнее. Уже знаю, что нужно улучшить. Мы будем раскручиваться.

Татьяна ИНИНА, Андрей РАЙКОВ.

Фото И. ИЩУК.