Номер 33 (726), 20.08.2004

ДЕЛИЕВ ПЕРЕШЕЛ НА ДРАМЫ

(Окончание. Начало в № 32.)

— А как вы настраивались на съемки драмы? Смотрели ли фильмы о войне, читали ли книги на данную тематику?

— Если нравится что-то делать, то и настраиваться не нужно. Уже изначально есть настрой. Очень помог опыт съемок комедийных серий "Маски" в партизанском отряде", "Маски" на военном объекте", "Маски" в армии". Однако настоящую военную форму видел лишь на экране, поэтому пришлось изучать по энциклопедиям. В комедии необходимо уходить от достоверности. А в данном фильме должно было быть все правдивым. В серьезном кино зрители должны верить происходящему, и нужно до мельчайших подробностей показать жизнь, вроде бы камера подглядывает.

Мы долго спорили с художником по костюмам. И мне удалось переубедить его в том, что все должно быть в фильме достоверно. Так, в те времена не было удобной обуви, пришлось "создать" сбитые сапоги, выношенные до безобразия. Тяжело было сделать их действительно покореженными, будто их носили много лет. Буквально каждую деталь обговаривали – примус, спички, газеты для самокрутки. Были проблемы и с артистами. У исполнительницы Нади очень тонкие брови и ухоженное лицо. Пришлось наклеивать брови, накладывать непривычный для нее грим.

— Чем отличается съемки фильма-драмы и фильма-комедии?

— Только жанром, атмосферой, формой съемок и монтажа.

— Легко ли работать с детьми-актерами?

— С детьми нужно быть всегда осторожным, чтобы не задеть их внутренний мир. Они быстро устают, капризничают, ранимы, их тяжелее раскрепостить. Малыши не понимают, что это работа, а ощущают только свое состояние.

Чтобы найти такую девочку, как представил себе по сценарию, – пересмотрел около 30 девочек. По сценарию ей 7-8 лет. В итоге подобрали 5-летнюю. А текст написан для старшей, поэтому образ еще больше выиграл. Маленькая, но очень самостоятельная – может сама казанок оттереть, миску помыть, позаботиться о кошке, доверяет пленным.

Лиза Лебединская, рыженькая, шустрая девчушка обаяла всю съемочную группу. Она поняла задачу быть естественной – надевала страшную одежду и в момент перевоплощалась. Но первое время ей было трудно работать, даже пару раз плакала. Лизе приходилось ходить в тяжелых ботинках. От этого она быстро уставала, была на площадке по 10 часов. Я подходил, говорил с ней, Лиза успокаивалась, и продолжались съемки.

— Знаю, что с Геннадием Скаргой вы снимались в фильме "12 стульев". А почему вы решили пригласить его в свой новый фильм?

— Был отобран один из одесских актеров на роль немца. А тут Геннадий Скарга напросился на пробы. Я сомневался, но когда Гена надел форму, его загримировали, то он стал идеально похож. Поэтому пришлось отказался от утвержденного актера, и я начал подбирать напарника под Гену.

Вспомнил об Анатолие Падуке, с которым у Муратовой мы снимались вместе. Они с Геннадием составили великолепный дуэт. Однако Анатолий не знал немецкого, и мы искали дублера, но так и не смогли найти голос под образ Падуки, и я заставил его все равно озвучивать роль.

И получился уникальный дуэт. Когда они рядом, то видно, что это два боевых друга, переживших тяготы войны, но оставшихся человечными. Была идея показать, что фашисты тоже могут быть добрыми, любить, переживать.

— Увидим ли мы вас в этой картине?

— По сценарию, теплушки с пленными немцами должны были отходить от железнодорожной станции. Однако в Одессе нельзя было справиться с этой задачей. Нет таких объектов. В Южной Пальмире все объекты знаю. Нужно было строить целый город возле какой-то железнодорожной станции, а бюджет маленький. Поэтому я выкрутился – придумал в начале фильма на пару секунд такой сюжет: по дороге едет грузовик с Лизой и надо было сделать так, чтобы взгляд девочки зацепился за что-то необычное. И вот идет по дороге демобилизованный контуженный фронтовик с удочкой и сам с собою говорит.

Привык уже в своих проектах быть в разных ипостасях – в роли режиссера и актера во всех своих фильмах, поэтому привычно совмещать и быть полезным еще как-то.

— Сценарий написал Садомский, знаю, что раньше вы работали только с собственными. Вносили ли изменения?

— Некоторые изменения я все же внес, хотя старался не отходить от авторского замысла. С Юрием Садомским мы легко нашли общий язык и понимание. Проникся сценарием, уловил сущность и задачу. Изменил только то, что не смог перенести на экран (например, железнодорожной станции нет в картине), но предварительно обсудил все с автором. Приглашал его и на пробы, подготовку, съемку, чтобы Юрий присутствовал во всех процессах.

— Вы ранее снимались у Муратовой, Оттингер. Они научили вас как режиссера чему-то новому?

— У Киры Георгиевны развита интуиция. Она тонко чувствует личности. В ее картинах снимаются и профессиональные и непрофессиональные артисты, и она никогда не делает градации между звездами и обычными людьми. Главное в ее картинах – достоверность.

Ульрике Оттингер хорошо чувствует пространство. Может увидеть в обычной вещи красоту, верх эстетики. При съемках на площадке ничего не понятно, а после монтажа все становится на свои места, все продумано и стильно. После общения с Ульрике начал понимать культуру другого стиля, немецкое мышление.

На время съемок забывал, что я – режиссер. Это кайф. Приходишь – и нет режиссерской ответственности, есть возможность работать только над ролью, только иногда мог что-то посоветовать, спросить. На площадке стараюсь делать так, как хочет режиссер, – проникаться его замыслом и воплощать его в образ.

Знаю точно, артист – лучшая профессия и в театре, и в кино. Актера все поддерживают на съемочной площадке, холят, лелеют, ухаживают. Другое дело режиссер – вспомогательное существо, которое помогает актеру хорошо выглядеть на экране в личине другого человека.

Мне было очень интересно сыграть у таких неординарных режиссеров.

— Что хочется делать сегодня, о чем говорить зрителю?

— Хочу снять полнометражные фильмы по двум собственным киносценариям: эксцентрическую и трюковую комедии. А также в ближайшее время начинаю съемки восьми новых телефильмов из серии "Маски-шоу". Актеры будут сниматься в своем классическом амплуа, уже известном по прошлым сериям. Новые серии будут для поклонников творчества комик-труппы подарком к Новому году.

У нас есть уникальная возможность увидеть новую работу Георгия Делиева. Фильм, снятый на основе реальных событий, который отразил подлинный дух той эпохи, будет демонстрироваться на кинофестивале "Молодiсть" в Киеве с 23 по 31 октября 2004 года.

Алена СМИЛЫК.