Номер 32 (1079), 26.08.2011

В ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Психолог Елена Филатова рассказала, как подготовить малыша к школе, чтобы свести к минимуму проблемы адаптации:

- Родителям крайне важно создать у малыша ощущение большой значимости, важности и престижности обучения. Они должны максимально показывать свою радость от того, что их ребенок почти школьник, а главное, что он достоин им быть. Так вы признаете в недавнем карапузе самостоятельную личность, вы ставите его наравне с собой, и одно это самым лучшим образом настраивает ребенка на серьезный и уверенный лад.


Не надо пугать школой. Любые фразы типа: "Таких, как ты, в школу не возьмут", "Туда берут только хороших ребят" и "В школе увидишь, как сложно учиться, еще обратно в сад запросишься" не несут никакого воспитательного характера, а наоборот, заставляют детей волноваться, замыкаться, чувствовать неуверенность.

Ребенок может испугаться трудностей, сопровождающих школьное обучение, если его внимание постоянно акцентировать на этом. Ранние подъемы, обязательные уроки, страх получить двойку и оказаться плохим учеником - все это может окончательно отравить жизнь начинающего школьника, понизив самооценку, и даже отбить желание учиться.

Очень распространенной ошибкой родителей является изначально неправильный настрой, мотивация. Желание, чтобы их ребенок был отличником, или представление о том, что только хорошие оценки действительно отражают знания и успехи, является крайне губительным. Это не значит, что надо бросаться в крайность и не обращать никакого внимания на отметки. Главное - не забывать о том, что малыш идет в школу для того, чтобы получать знания.

- Что ребенок должен знать при поступлении в школу?

Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:

- развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним "о жизни", чтение книг и их обсуждение);

- изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право-лево, большой-маленький, широкий-узкий и т. д.;

- по возможности формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);

- обязательное развитие мелкой моторики, то есть занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра "сцеплены" в структуре детского мозга). Необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы - все это развивает также внимание и усидчивость;

- тренировка памяти - заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);

- тренировка умения анализировать, классифицировать - просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность - не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий "сосуд", который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.

Подходы эти принципиально разные - если выбран первый, ребенок занимает в процессе обучения пассивную позицию, и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне вложенных в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: "Как же так, ведь он у меня такой умный!" Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе - поэтому весь его багаж знаний так и лежит мертвым грузом, не принося пользы его владельцу...

Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.

То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также обладать и коммуникативными, и социальными навыками - уметь общаться, понимать и главное - применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет. Не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками. Уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии или, напротив, излишней боязливости и робости.

Важно помнить, что, помимо готовности головы, не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1- й класс было бы здорово, помимо учебы, заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале - занятия в спортивной секции, которые дают также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.

Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).

Чтобы в процессе подготовки к школе и в дальнейшем обучении не возникали перегрузки, необходимо обратить внимание на режим дня, распланировать весь день согласно возникающим нагрузкам, учитывать личностные особенности вашего ребенка, степень его утомляемости, состояние здоровья, чаще бывать на свежем воздухе, чередовать учебную и игровую деятельность.

- По сравнению с прошлыми годами, дети стали умнее, нужен ли больший объем или такой же?

- Нет, скорее всего, в век информационных технологий дети обладают большей информационной нагрузкой, что накладывает на них дополнительную психологическую нагрузку. Сейчас очень важно для нормального психического здоровья наших детей правильно дозировать и объяснять с культурно-нравственных позиций информацию, попадающую из интернета, СМИ, социальной среды. В таком возрасте у ребенка формируются основные жизненные ценности, которые в дальнейшей жизни ребенка и общества будут играть важную роль, и какими будут эти ценности и дальнейшая жизнь нашего ребенка, во многом зависит от нас, взрослых.

Беседовала Инна ИЩУК.