Номер 31 (776), 12.08.2005
Знаете ли вы, уважаемые читатели, что бензиновый автомобиль впервые в России появился в нашем городе? Это было в 1891 году. В машине могли разместиться два человека, из которых один был шофер всегда в кожаной куртке и кепке. Вот автомобиль подъехал к площади и остановился. По просьбе толпы (а она, конечно, мгновенно возникала!) водитель сделал несколько кругов и через некоторое время скрылся за поворотом. Автомобиль был одним из опытных образцов "Фиата", приобретенный редактором "Одесского листка" Навроцким.
Спустя десятилетие Одесса, как и другие города Европы, начинает быстро насыщаться автомобилями. В основном на одесских улицах можно было увидеть омнибусы-автомобили (многоместные автомобили), которые поставлялись из Англии, Германии, Франции.
Первым человеком, который приобрел такой омнимбус в Одессе, как свидетельствуют документы облархива, стал П. Широцкий, проживавший тогда на улице КоблевскоЙ, 36. Приобретя омнибус, Широцкий 2 сентября 1911 года подает заявление в городскую думу с просьбой разрешить движение по одесским улицам. Получив прошение и подумав, одесский градоначальник дает разрешение на право вождения. Но до этого Широцкому пришлось пройти техническую, медицинскую и другие комиссии, а также показать свою способность к вождению "лихого мустанга". И лишь затем ему была выдана доверенность, в которой перечислялось довольно большое количество улиц с разрешенным движением.
Последовавших примеру Широцкого было немало. Через год частных автомобилей в Одессе было уже около тридцати. А в 1908 году Городской думой был принят специальный Закон о правилах езды. 26 мая 1906 года в одной из одесских газет можно было прочитать:
"Желающие получить разрешение на право пользования автоматическим экипажем подают о том заявление в городскую управу, причем должны указать в заявлении: а) для чего намечается автомобиль; б) главные размеры и вес автомобиля; в) характеристика автомобиля. Должны быть приложены к заявлению точные чертежи, снимки автомобиля и лиц, предпринимающихся управлять им. После подачи заявления автомобиль проходит проверку у техн.комиссии Городской думы, после чего проверяется опытность вождения у лица...
Автомобилем имеют право управлять лица, достигшие 20 лет, на автомобиле езда разрешатся в городе со скоростью, не более 12 верст, за городом не более 20 верст в час".
Перелистывая странички архивных материалов, можно найти фотографии омнибусов того времени и их краткие характеристики. В основном тогда на наших улицах можно было встретить двухъярусные омнибусы "Коммер", "Лондон", "Сехворзволд", "Норддеутскхиенд", "Берлин". Последние два выпускались южногерманской автомобильной фабрикой, представитель которой жил в Одессе. Все эти омнибусы имели цепную передачу, около 20 мест внутри, несколько стоячих на площадке, около 15 на империале (верхняя часть омнибуса) и одно сидячее рядом с шофером. Корпуса омнибуса были красиво оформлены, колеса были маленькие, с гнущимися тонкими спицами, а также разноцветными ободками, а окна в солидных медных рамах. С такими же колесами и рамами были легковые автомобили "Даймлер", "Пежо", "Санбим", "Опель", которые также поставлялись из Англии, Франции, Германии и США.
С появлением бензиновых автомобилей в Одессе возникает веломоторный двор Фердинанда Цорна, находившийся тогда на Ришельевской, 38. Здесь ремонтировали, собирали самокаты (мотоциклы) и давали их напрокат (вместе с механиками!) гражданам Одессы. Главным механиком веломоторного двора являлся Д.В. Тюхтяев. Член веломоторного двора Ф.З. Казекин был до революции еще и личным шофером графа Никелича, возил этого господина на "Роллс-ройсе", Начиная с 1924 года Федор Захарович работал шофером в первой одесской пожарной охране, только организовавшейся.
Лихим водителем считался и авиатор Михаил Ефимов, его автотрюки на улицах были предтечей современных автородео. Еще один летчик, активный член веломоторного двора, Сергей Уточкин поднимал весь этот "автомобильный задор и энтузиазм". Уточкин, был вторым человеком в Одессе, который приобрел автомобиль. Брат Николай, уехавший в Монте-Карло, выиграл там большую сумму и купил в подарок Сергею трицикл-автомобиль на трех колесах, а позже Уточкин приобрел настоящий "ольтемобиль". "Правда, рассказывал один из сторожилов нашего города, он был громоздок, неуклюж по форме, дымил и гремел во время хода, но для нас, гимназистов, был диковинной машиной. Мы гурьбой гонялись за автомобилем, когда на нем ехал Уточкин. Скорость его была небольшая, и мы долгое время могли не отставать от машины. Гараж Уточкина находился в Воронцовском переулке, и когда Уточкин ремонтировал машину, около него всегда собиралась толпа ребятишек"...
Постепенно автотранспорт прочно вошел в жизнь города. Наряду с конкой, трамкаретами, извозчичьими биржами для фаэтонов на резиновых шинах, дрожек, карет и ландо стали появляться первые автомобильные биржи.
В 1910 году путеводители по Одессе предлагали приезжим биржу, расположенную возле дома Ведде на Дерибасовской улице (ныне Дерибасовокая, 27) в виде следующего объявления: "Автомобили с таксометрами, вполне удобные и изящные, можно иметь по цене 30 коп. за 1 версту с уплатой по 10 коп. сверх того за каждое занятое в автомобиле место (всего там 4 места); за простой взимается по 10 коп. за каждые 4 мин..." Тут же, правда, следовало предостережение: "Покуда удовольствие это еще слишком дорогое".
Большинство автомобилей в городе составляли частную собственность. До двадцати представительств и отделений всевозможных иностранных автомобильных фирм обосновались тогда в Одессе. И самой лучшей рекламой им послужил открытый 15 апреля 1912 года автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом в помещении скетинг-ринга по улице Греческой, 48.
Салон вмещал в себя несколько отделов, В общем отделе истории автомобилизма в Одессе девятнадцать фирм экспонировали в хронологическом порядке все типы автомобилей (в том числе и грузовики), существовавшие в то время в нашем городе. Шины, масла, непромокаемые плащи и костюмы были выставлены в другом отделе. И наконец, в третьем отделе салона была представлена литература: книги, брошюры и другие издания по автомобилизму и автомобильному спорту.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.