Номер 30 (775), 05.08.2005

ГИПОТЕЗА

Александр АЙЗЕНБЕРГ

ТАЙНЫ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Древняя история, в которой тайны наезжают друг на друга. Противоречиям нет числа. Все более увеличивающаяся пропасть во времени уменьшает шансы выяснить истину.

Что мы знаем о тамплиерах? Точнее, что не оспаривается, практически, никем?

Итак, самое основное... Орден рыцарей Храма был основан для благих целей (Гроб Господень, защита христианских завоеваний на Ближнем Востоке; помощь и защита паломников; защита Храма (храм царя Ирода, в просторечии храм царя Соломона) и находился под покровительством римских пап.

Орден храмовников достиг невероятного могущества и безусловно был наиболее успешным проектом среди военных орденов.

Помимо мощной военизированной структуры тамплиеры демонстрировали чрезвычайную финансовую активность, нехарактерную для рыцарских сословий.

Известны несколько поговорок, что-то вроде: "Надменен, как тамплиер", "Пьет, как тамплиер", что свидетельствует о некоторой нарицательности модели поведения.

На пике своего развития орден был разгромлен королем Франции Филиппом Красивым. Храмовники были обвинены в разном, в т.ч. в ереси, содомии. В результате длинных процедур следствия и судебного процесса с ведома римского папы и его прямого согласия, орден был ликвидирован. Таким образом, обвинения были в достаточной или, точнее, удовлетворяющей степени подтверждены.

Имущество ордена было конфисковано (попросту поделено). Несколько высших иерархов ордена, включая магистра Жака де Моле, были сожжены, как еретики.

Не вдаваясь в подробности, таковы основные неоспоримые факты о деятельности тамплиеров. Безусловно, впечатляющим выглядит проклятие магистра, адресованное Капетингам, но речь не о мистике, а о реальных вещах.

Непонятным осталось следующее:

1. (Возможно, самое главное.) Где сокровища тамплиеров? (Больших денег, т.е. тех, которые ожидали и имели на это основания, не нашли.)

2. В чем заключалась ересь храмовников?

3. Аморальность рыцарей индивидуальна или системна?

4. Кто в ордене и как занимался финансовой деятельностью? И почему нет следов этой деятельности? (Между тем именно тамплиерам приписывается изобретение векселя).

5. Почему все же римские папы согласились на уничтожение ордена тамплиеров?

Перечень не абсолютный, но достаточный, по крайней мере, для размышлений. На все вопросы в краткой статье дать ответ невозможно, тем более мотивированный. Поэтому максимально сжато. Многие считают, что обвинение в ереси было всего лишь поводом для конфискации имущества. Скажем так, не исключено. Вообще, здесь нужно оговорить ряд весьма существенных моментов. Невозможно игнорировать личность короля. Филипп Красивый, возможно, был верующим. Возможно, чтил законы. А может, и нет. Не всегда, во всяком случае. Но он, совершенно однозначно, был принципиальным человеком. В худшем смысле. Мы не знаем, до какой степени он был нравственен, но, безусловно, можем утверждать, что ради созданных и принятых им для себя принципов, Филипп IV готов был пожертвовать очень многим.

Это очень важно, во-первых, а во-вторых, это доказывается. Судебный процесс невесток – очень яркое свидетельство тому, как кажется. Ведь на самом деле перед всем народом были морально растоптаны сыновья, по сути, уничтожены невестки; ну, и садистски казнены любовники – здесь, впрочем, удивляться уже не приходится. Конечно, супружеская измена в те далекие времена несколько иначе воспринималась, чем сегодня, но и тогда, много ли аналогов – таких же процессов в иных царственных семьях придет на ум? А ведь "жениться по любви не может ни один король!" – не абстракция. Брак в королевской семье – это государственное предприятие, можно сказать, бизнес. Вопрос верности не снимался с повестки дня – его значение было в другом: в рождении наследника. Это было абсолютно принципиально. Остальное... Нежелательно, нехорошо, плохо, в конце концов. Но и тогда, имеется в виду рождение наследника, никто не бежал в суд с криком: "Я рогоносец!". Если уж все было так плохо, брали грех на душу и происходил несчастный случай. Хорошо замаскированный, так себе или совсем откровенный – это второй вопрос. Морально это или нет – не в том суть. Нужно представить эту картину: суд! И в суде (король требует!!!) официально устанавливается факт супружеской измены у принцев короны – королевичей, так сказать. Знаменитый Шахрияр из 1000 и одной ночи убивал жен, – но не путем рассмотрения в суде – при всем честном народе. Это – не государственная польза, не материальная выгода или только она, не высочайшая нравственность – не такие уж прямо моральные времена (невозврат долга тоже аморален). Даже не страсть к жестокости, хотя и это можно усмотреть. Нет – это принцип. Любовно взращенный и ревниво оберегаемый. Верующим ли был Филипп? В какой-то степени, безусловно. И все же, если его конфидент Гийом де Ногаре (невероятным бы было это обстоятельство, если бы совершилось без одобрения патрона) дал пощечину римскому папе, велика ли была эта степень?..

Принципиальный человек (в просторечии и достаточно часто на самом деле) – самодур. И чем больше власть – тем чаще идентичность.

Необходимо обратить внимание на специфику судебного процесса -инквизиционный механизм практически не позволяет вынести оправдательный приговор. Исключение подтверждало правило. Советский уголовный процесс (ст. 58 УК) наглядно показал, как работает такая модель Фемиды. И на самом деле, не касаясь очевидных ересей (катары, манихеи и т.д.), многое зависело от инициатора (зачастую от его личного отношения). И вот оно, возвращение на круги своя: кем же был Филипп? Думается, еще и завистником. Он позавидовал своим сыновьям; он позавидовал своим невесткам; и он позавидовал и тамплиерам, и ломбардцам, и евреям. Такой он был. Погромщик.

Условная "ересь" все же была. Это легко. Когда это вояки славились религиозностью? Вспомним, что одной из причин восстания декабристов была та, что они увидели: жизнь в царской России, оказалось, мало чем походит на жизнь в Европе. И декабристы, поняв, что жить можно и иначе, вышли на Сенатскую площадь. Восток также несколько повлиял на психологию крестоносцев. Что говорить, император Генрих Гогенштауфен завел, к примеру, гарем. Кстати, на каком-то этапе был предан анафеме. Но император – это император. Руки у кое-кого были коротки. А вояки – это обыкновенные Рэмбо, которые сильно отличаются от обычного населения. Но к ереси-настоящей-религиозной это никакого отношения не имеет. Хроническое недовольство вообще чем-то – да! Какая-то инакость (эффект коктейля (специфический орденский образ жизни, Восток, добрые характеры ветеранов, неплохая финансовая составляющая и т.д.) – да! Какое же бы то ни было особое еретическое течение? Его просто не было. Потому при всех допросах, страстях и экстазе ничего по сути не нашли. Филипп не был теологом, но по простоте душевной мнил себя таковым. Однако гипноз его слов "о неизмеримо невыносимой ереси тамплиеров" даже и сейчас действует. Отбросим их и тогда останутся ничтоследы мизерного фрондирования загубленных голов – членов привилегированного ордена. Разговоры о "простоте" рыцарей, потому якобы не сумевших рассказать о своих еретических взглядах, не выдерживают самомалейшей критики. К простоте мы еще вернемся – это отдельный и очень важный разговор. Что же касается того, мог ли неофит – даже тупой – рассказать свое credo – еще как! И если поинтересоваться историей любого такого учения – даже скажем иначе, не обязательно еретического, а просто в чем-то несовпадающего с официальным направлением, то мы увидим, что сама сопричастность служила предметом гордости; да что говорить, на костер люди шли – это средние века – не самое компромиссное время – не будем заострять внимание на простых катарах или таборитах, обратим внимание на как бы максимально осторожного Николая Коперника – ну, как же – дождался своей смерти и только тогда... Да, отпечатанную книгу Коперник действительно увидел несколько поздновато – весьма и весьма тяжело болел. И да, вскоре умер. Ну и что? Даже сейчас книгоиздание – дело не одного дня и даже месяца, а в те изощренно технологические времена? То есть самим фактом передачи рукописи в печать уважаемый пан Коперник весьма и весьма рисковал, ибо закладухины в то далекое время, как и сейчас, к сожалению, видимо, процветали. Но рисковал. И тем не менее теория, рушившая весьма серьезные на тот момент каноны церкви, была объявлена. Рядовые диссиденты, возможно, не демонстрировали изысков, но принципиальные постулаты защищали, не щадя живота своего. И это речь идет об обычных крестьянах. "Простые" рыцари не могли быть "проще" крестьян. Никак. И инквизиционные процессы это подтверждают. Из материалов дела достаточно ясно видно, что грешники вполне отдавали себе отчет в том, что они совершали или воображали, что совершают, а ссылки на "простоту" не мешали, к примеру, Жанне д'Арк (точнее, той ее ипостаси, которую допрашивали) демонстрировать уровень нынешнего магистра философии; причем, есть сомнения относительно компетентности именно магистра.

Но вот при допросах храмовников установлено, что практически ничего не установлено. А то, о чем говорилось, это как раз тот случай, когда хоть что-то нужно найти, раз уже так долго искали. Более того, по настойчивому и конкретному указанию.

Идеи, конечно, правят миром, но денежная сторона вопроса заинтересует, видимо, многих.

Орден, по общему мнению, одна из наиболее богатых структур того времени до карательной акции Филиппа Красивого. Более того, считается одной из наиболее активных действующих структур на финансовом рынке. Это, кстати, и небезосновательно, дало основание подозревать короля Франции в меркантильных планах относительно денег тамплиеров. И здесь борца за чистоту рядов постигло трагическое разочарование: тех денег, о которых мечталось, не оказалось, в принципе. Нет, он конфисковал всю недвижимость ордена. Но недвижимость – есть недвижимость. Ее не спрячешь. Какие-то деньги все же изъяли. Но какие-то. В общем, обычные для тривиальной хозяйственной деятельности. А речь-то шла о, по сути, банковской организации международного значения. То есть о баснословных суммах! А их не было. Собственно говоря, по сей день ищут так называемые "сокровища тамплиеров"!!! О!!! Вот она – тайна. И ведь в самом деле орден оттянул на себя значительнейшую часть всех финансовых потоков Западной Европы. И есть основания (достаточные) подозревать, что не только Западной и не обязательно Европы. Факт остается фактом – таких денег – именно денег! – не нашли. В чем же дело?.. Заранее рыцари просчитали атаку королевской власти?..

Ой, вряд ли... Уже после первых ударов в некоторых прецепториях еще и в мыслях не имели, что такое в принципе возможно. Кстати, здесь и пресловутая "простота" может пригодиться. Хотя у военного ордена какая-то разведка должна была быть. И... но не знали и, более того, были сильно удивлены. И вот что важно: денег (монетной массы) было мало. И после всех костров не добавилось. Во всей Европе. Тогда – вроде бы логично – клад. А его так и не нашли. Короче, денег нет. А были ли?

Мы знаем, что ордену приписывалось изобретение векселя. Почему приписывалось? И сейчас очень часто указывается: авторство принадлежит храмовникам. Интересно. Простые парни взяли и изобрели сложнейшие, принципиально новые финансовые схемы расчетов. Рыцари. Храмовники. У рыцаря был на голове железный шлем. Это – защита. По голове его били тоже в основном разными тяжелыми железяками (топором, молотом – не молотком и тем более не молоточком, а боевым молотом, – палицей, моргенштерном и т.д.). Вспоминается фраза, используемая некоторыми боксерами: "Вы на меня не обращайте внимание – меня 10 лет по голове били". Да, нет. Никаких претензий, но усовершенствовать монетарный оборот? Ввести безналичные расчеты???.. Вот-вот... А стоит призадуматься. Ведь даже магистр и другие руководящие работники ордена просто не понимали, о чем их спрашивают. И дело не в принципе Зои Космодемьянской. Совсем нет. Скорее, как Чапаев, воины были готовы еще разик удариться головушкой об стенку лишь бы... Вспомнить?.. Есть серьезные опасения, что не в склерозе дело. Не знав, не знав – та й забув. Здесь "простота" все-таки присутствовала.

Зачем вообще вексель?.. Правильно. Чтобы убрать реальные деньги из оборота. Тогда все доводы, что у ордена были хорошо охраняемые замки, вооруженная охрана и т.д. – улетают. Векселю все это ну, так. Зато хорошо другое: не получают честные, простые и т.д. рыцари наличку на руки – нал проходит мимо них! Вексель – не золото. Тогда что?

Самое время вспомнить о льготах тамплиеров. А там: и полное освобождение от налогов и беспошлинный ввоз и вывоз, и сохранность тайны (вкладов в т.ч.) и... и... в конце концов, личное покровительство римских пап и коронованных особ!

Ничего не напоминает? Да! Мы действительно видим своеобразную матку или, иными словами, льготную структуру, через которую за определенное вознаграждение транзитом проходят материальные ценности, к каковым эта упомянутая структура имеет абсолютно условное отношение. Более того, может практически не иметь представления ее руководство: что же там перечисляли, кому платили и какие схемы использовали. Классический пример: в фильме "Олигарх" некий вояка в невероятно бронированном автомобиле предлагает использовать льготы своей организации; интересуется схемой – ему честно объясняют, а он не сильно и вслушивается. Ему важно другое – его вознаграждение. А что делают пришедшие финансисты? А какая разница?.. На самом деле, он ничего не знает. Когда же у вояки начались проблемы – ответьте на вопрос: куда делись финансисты и, самое главное, их деньги?.. В этом погибшем деле, во всяком случае, не остались.

Вексель могли изобрести только профессионалы, и появился он не ради игры ума, а для конкретной и только конкретной цели – это финансы для ордена Храма с учетом его льготного положения. Вексель – это не сундуки монет, которые искали в порыве благочестия люди Филиппа, поэтому даже если какие-то бумажки им и попались...

Как-то все получилось хлопотно и безрезультатно. Для фискалов короля. А финансисты ушли. Как всегда, в таких случаях уходят, когда заканчиваются льготы. Денег в обороте не стало меньше и не стало больше. Вексельный поток перешел в другое русло. Финансово практически ничего не произошло. Технический тайм-аут. Ценности не исчезли. Они не перемещались. Поэтому и сокровища нет. И не было.

Технологии тамплиеры действительно не знали. Да им и не нужно было. Маленькая маржа – вот их доля. Именно маленькая, поскольку большая эту схему сделала бы невыгодной.

Кто же изобрел вексель? Кто осуществлял через тамплиеров все эти громадные финансовые операции?

Финансисты, в отличие от рыцарей, следов стараются не оставлять. И все же по объемам операций такое было под силу в те времена ломбардцам или евреям. Думается, что использовались и подставные лица (своего рода прокладки). Доказательства в отсутствии доказательств; в ментальности рыцарей и банкиров, в функциональном предназначении векселей.

Финансовые гиганты того времени пришли с вексельным документооборотом под льготы храмовников и ушли с никому, кроме них, не нужными бумажками, когда закончились льготы, и умер орден. Жадный король остался без сокровища, которого в его понимании (и видимо, еще многих) никогда и не было. И не будет. Ни для кого.

Рыцари же ордена пострадали в силу невозможности доказать свое блаженное незнание. В самом деле, как объяснить то, что невозможно объяснить в силу незнания? Кто же в такое поверит?

Никто и не поверил.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.