Номер 30 (673), 08.08.2003
ТРИПТИХ это композиция из трех картин, рисунков и т.д., объединенных одной идеей. Часто триптих выполняется в виде трехстворчатого складня, содержащего, как правило, сюжеты на религиозные темы.
Однако религии бывают разные. Тут уж кто что исповедует. Есть люди, для которых искусство та же религия, даже если они одновременно принадлежат к иной конфессии (или вообще атеисты), а также являются специалистами в других областях деятельности, дающей им хлеб насущный.
Так получилось, что в Одессе одновременно работали три художественные выставки, на которых свои работы экспонировали МОРЯК, ФИЛОЛОГ и КОМПЬЮТЕРЩИК. Рассказам о них, "непрофессионалах" в области изобразительного искусства, и будет посвящен этот триптих. (Кавычки говорят лишь о том, что изобразительное искусство для этих людей является не источником существования, а способом жизни.)
1. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Об Александре КОРЕНЕЦКОМ наша газета уже писала. Моряк, капитан дальнего плавания, влюбленный в море, его романтику, краски. Окончил нашу Грековку, но стал моряком. Обзор с капитанского мостика, порты экзотических стран, встречи с удивительными людьми все это воплотилось в работах Коренецкого. Но не только белые паруса стремительных чайных клиперов и корабли пустыни верблюды, не только портреты интересных людей волнуют художника. Для него, послевоенного подростка, в памяти еще жива "ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА".
Огромный фактический материал, собранный Коренецким, воспоминания, фронтовые газеты, фотографии дал пищу для художественного воплощения сюжетов войны в акварелях и графике. Только перечень названий, темы 29 картин, выставленных Коренецким в музее порта, может составить летопись фронтовых будней. Осмотр выставки следовало бы начать с картины "Начало войны" маленькие фигурки, написанные контражуром. И трудно сказать, что впереди, за горизонтом: то ли закат, то ли зарево пожарищ? И дальше от спасшихся в 41-м моряков-черноморцев до солдат, празднующих в Праге МАЙ 45-го ГОДА. А рядом картина, где тот же долгожданный май 45-го застал солдат в Вене, и на фоне общего ликования двое, прошедшие всеми дорогами войны, впервые забылись безмятежным сном.
"Переправа", "Дорогами Атлантики", "Памяти Маринеско", "Солдат, пишущий перед боем письмо матери", "Солдатская каша" боец кормит закутанного в лохмотья ребенка...
Да, "У войны не женское лицо" (одна из самых сильных картин выставки). Поэтому так скорбны глаза старухи ("Память"), так проникает в прошлое и будущее взгляд "Победителя", замершего со скрипкой в руках, так нестерпимо видеть жалкого инвалида на фоне вознесшегося монумента защитникам Родины ("Никто не забыт и ничто не забыто"). И так выразительна фигура коленопреклоненного солдата, закрывшего руками лицо. "Мама, я жив!" В конце этого названия так и хочется поставить не восклицательный, вопросительный знак такой несбыточной казалась мечта уцелеть в пекле войны. Невольно сопоставляешь эту картину с другой: "Прощальный взгляд". Взгляд, уходящего на войну и, возможно, в вечность, юноши, в то время, как фигуры еще двоих уже почти поглотил туман неизвестности и, скорее всего, небытия.
Работы Коренецкого поражают своей выразительностью, которая в сочетании с мастерством оставляет незабываемое впечатление от выставки.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.