Номер 28 (1024), 23.07.2010
В одесском издательстве "Друк" вышел роман Г. Колтунова "Кинжал".
"Кинжал" - это роман из четырех повестей, созданный кинодраматургом Григорием Колтуновым и изданный его дочерью Еленой Григорьевной.
Произведение это необычное. Сам автор назвал свои
повести "легендами", в чем был абсолютно прав, исходя из того,
что главным героем является восточный поэт и мудрец Фирдуоси, о
жизни которого в большей мере приходится судить по преданиям,
чем по каким-либо документам. Впрочем, для писателя сие
обстоятельство не только не является помехой, но, напротив,
служит дополнительным источником вдохновения, ибо есть где
разгуляться фантазии. Отклоняясь слегка в сторону от
рецензируемой книги, отмечу, что как раз обилие документов
нередко стреноживает фантазию сочинителя, что не лучшим образом
сказывается на произведении. Одно из самых ярких тому
подтверждений - произведения гениального ученого и писателя
Юрия Тынянова. Обладая мизерным количеством достоверных
сведений об А. Грибоедове, он тем не менее создал грандиозный
роман "Смерть Вахир-Мухтара". Но, увы, не совладал с гигантским
количеством фактов об А. Пушкине, ввиду чего художественная
биография поэта (правда, так и не оконченная автором) намного
уступает тому, что было нафантазировано об А. Грибоедове.
В этом плане у Г. Колтунова были прекрасные возможности для развертывания собственной фантазии, чем он замечательно и воспользовался. Правда, с другой стороны, автор "Кинжала" обладал главным документом - гениальным творением героя своего романа - поэмой "Шах-Наме". А поэт, как известно, предельно точно выражается в своих сочинениях. Судя по всему, именно от "Шах-Наме" и отталкивался Г. Колтунов в замысле романа о великом ее авторе. На это предположение наталкивает и большое количество цитат из поэмы, особенно в третьей и четвертой частях ("легендах") романа. С еще большей уверенностью можно сказать, что интерес к поэме и личности ее автора возник у Г. Колтунова, когда он сочинял сценарии кинотрилогии - "Подвиги Рустама", "Рустам и Сухраб", "Сказание о Сиявуше".
Отойдя немного в сторону от темы рецензии, хочу отметить любопытный факт из творческой биографии Г. Колтунова. Вышеупомянутая трилогия стала самым "кассовым" произведением таджикской кинематографии. А за пару десятилетий до этого Г. Колтунов написал сценарий фильма "ЧП (Чрезвычайное происшествие)", который собрал наибольшее количество зрителей из всех кинолент, снятых в Украине. Вот так одесский сценарист оказался соавтором "супербоевиков" двух национальных кинематографий - случай, не имеющий аналогов в мировом кино.
Однако вернемся к "Кинжалу".
Трудно объяснить, каким образом это удалось автору, но, когда читаешь книгу, создается впечатление, будто она написана если не свидетелем описанных событий, то, по крайней мере, человеком, жившем во времена, близкие к Фирдоуси. Хотя, с другой стороны, а стоит ли искать объяснения тому, что именуется талантом и секрет чего безуспешно пытаются постичь многие поколения ученых и аналитиков? Талант же Г. Колтунова неоспоримо проявился в сценариях таких фильмов (кроме названных выше), как "Гадюка", "Зеленый фургон", "Максимка" и другие; всего же на основе работ сценариста было поставлено более 40 картин. Конечно, в нынешних условиях не приходится рассчитывать на возможность экранизации "Кинжала" (это требует голливудских по размерам затрат), но хочется верить, что рано или поздно отыщется режиссер, который обратит внимание на роман. А такой фильм (или телесериал) при наличии достойной режиссуры заведомо будет обречен на успех.
Андрей РАЙКОВ.