Номер 28 (973), 24.07.2009

ЗАБЫТАЯ РЕЛИКВИЯ

Миллионы туристов, ежегодно посещающих эти места, со всех ног стремятся в Рим. Очутившись в центре Италии, как бы физически ощущаешь смысл пословицы "Все дороги ведут в Рим". И дело даже не в том, что прекрасные многорядные автострады пересекают страну с севера на юг и во всех других возможных направлениях, словно сплетаются в тесный узел вокруг Вечного города. Огромной популярностью у приезжих пользуются, конечно, Флоренция, Пиза, Милан, Венеция и Неаполь. Но это - то ли намного севернее, то ли на сотни километров южнее столицы. А уж попав в Рим, мало кому приходит в голову обследовать его окрестности. Между тем в этих краях множество интереснейших и незаслуженно забытых туристами мест. Любознательная публика иногда добирается до Тарквинии, городка древних этрусков. А о Витербо вообще мало кто слышал. Именно поэтому я решил съездить туда.

От побережья в Витербо ведет отнюдь не магистральная, но очень живописная дорога через холмы и поля, мимо старинных селений и оливковых рощ. Дорога узкая и похожа на американские горки: петляет зигзагами и ныряет вверх- вниз. Не разгонишься. Но зато в полной мере ощутишь своеобразие этих мест.

С дороги, ведущей в Рим, сворачиваем на Виа Кассия. Уже издали просматриваются высокие старинные дома Витербо, взобравшиеся на холм. Приезжих так мало, что машину можно припарковать в любом удобном месте, даже проехавшись по узким древним улочкам. Но здесь, безусловно, нужно ходить пешком. Вся прелесть этого места вырисовывается при неспешной прогулке. В отличие от большинства признанных туристических центров Италии, где любую достопримечательность увидишь то ли из толпы, то ли через сотни теснящихся впереди тебя голов, в Витербо остаешься один на один с древностью. Особенно в часы сиесты, традиционного для народов Средиземноморья послеобеденного отдыха. В таких маленьких городках обычай сохранился. И люди закрывают офисы и магазины часа на 3-4. Отдыхают, неторопливо едят незамысловатые местные блюда, попивают кофе, просто общаются.

На центральной площади города Пьяцца Сан Лоренцо расположились массивный собор Сан Лоренцо, высокая башня, ажурная лоджия с обзором окрестностей и ... папский дворец. Вот тут, собственно, и нужно подробнее объяснить истоки всей этой средневековой монументалистики.

Италия довольно поздно стала единым государством - только в середине 19-го века. До этого долгие века на территории страны соперничали могущественные династии и существовали как отдельные города-государства, так и целые регионы. Религиозные деятели тоже были включены в своеобразную борьбу за власть и отнюдь не имели теперешнего верховенства даже в духовной сфере. Могущественные герцоги и правители готовы были примерять на себя все атрибуты влияния. Не стеснялись они воевать и с римскими папами. В ходе одного из таких исторических противостояний папа Александр IV в 1257 году вынужден был бежать из Рима. Приютил его вместе с помощниками скромный и безопасный Витербо. Жители городка сумели максимально использовать пребывание здесь папского двора: в короткий срок построили дворец для папы, новый собор, украсили местные уютные площади фонтанами. За папой потянулись вельможи, также построившие в городке свои дворцы и часовни. По меркам 13-го века Витербо стал одним из крупнейших городов на полуострове и даже превзошел Рим по численности населения. Тогда 60 тысяч человек были огромной цифрой. Впрочем, папский двор задержался тут всего на несколько десятилетий. Но все построенное в те годы сохранилось!

Спустя почти 750 лет мы медленно идем по почти безлюдной в обеденный час Виа Сан-Пеллегрино. Говорят, это самая красивая улица старого города. Здесь вообще нет и следа новостроек. Вдоль мощенной гранитом дороги высятся средневековые дома-башни, изящные арки и флигелечки, эркеры и хозяйственные пристройки. Когда неспешно исследуешь закоулки этого удивительного города, создается впечатление, что машина времени отбросила тебя на века назад, и из ближайшего проулка выскочат облаченные в доспехи конные воины, а из увитой диким виноградом беседки выглянет местная красотка и предложит вина или воды из огромного глиняного кувшина. Такого, какие и до сих пор стоят на балконах и террасах здешних домов.

Городок сегодня имеет такое же население, как 750 лет назад. Но большая часть жителей теперь проживает за старой крепостной стеной в современных кварталах. От наших Черемушек внешне эти кварталы ничем не отличаются и туристов заинтересовать не могут. Старый Витербо словно законсервирован. Он живет размеренно и тихо. Здесь не принято включать музыку на полную громкость. Даже в кафешках бывает тихо, как в храме. Слышны лишь позвякивание ложечек, размешивающих сахар, да тихо шелестящие звуки задушевных бесед.

В обед спустились в прохладу полуподвального семейного ресторанчика. Посетителей обслуживал в том числе и сам хозяин, пожилой синьор с доброжелательной полуулыбкой. Публика была местная. Похоже, чуть ли не все знали друг друга и вежливо кивали вошедшим в знак приветствия. Ели незатейливую пищу. Мое внимание очень поразил местный клерк при костюме и в галстуке. Нужно было видеть, с каким вожделением следил он за приближением заказанного блюда и с каким неповторимым наслаждением он его постепенно поглощал. То была огромная тарелка... шпината, зеленая масса которого очень напоминала пучок только что выброшенных на берег волной спутанных водорослей. Ясное дело, что большинство едоков заказывали различные виды пиццы или макарон с приправами и подливами. Тут ни одна трапеза не обходится без свежих овощей, оливок и оливкового масла. И стаканчика домашнего винца. Здоровая средиземноморская еда.

Перед тем, как покинуть Витербо, стоит еще разок поплутать его чистенькими закоулками. Поражает количество разбросанных на небольших пятачках фонтанов. Но еще больше поражает то, что все они - действующие! Тихонько журчащая вода словно подчеркивает бесконечность времени. Фонтан на Пьяцца Гранде - похоже, один из самых больших в городке. И площадь вокруг него довольно многолюдная.

Всего на тридцать лет Витербо стал временным центром папства. Но местные жители, а позднее и власти Италии сумели сохранить все своеобразие этой затерянной между оливковыми рощами и зелеными холмами исторической реликвии.

Аркадий РЫБАК.

На фото автора:
1) собор Сан-Лоренцо;
2) ажурная лоджия возле папского дворца;
3) ратушная площадь Витербо;
4) все фонтаны - средневековые, но действующие.