Номер 24 (1170), 5.07.2013
Новые технологии все активнее входят буквально во все сферы нашей жизни. Не остался в стороне и спорт...
На сайте http://thenetwork.cisco.com/ опубликована любопытная статья американского журналиста Кевина Мейни, где речь идет о влиянии аналитики и новых технологий на популярнейший вид спорта. Фрагменты из этой статьи мы предлагаем нашим читателям.
Футбол постепенно начинает осваивать аналитику данных, что отражается в изменении методов оценки профессиональных игроков и способов определения тактики игры. Стремясь обеспечить себе конкурентное преимущество, ведущие футбольные клубы Европы и США обращаются к помощи программистов и математиков...
Первым большим шагом в этом направлении стал сбор новых форм футбольных данных. В бейсболе подробная статистика ведется с 1870-х гг. Но бейсбол - это множество изолированных друг от друга, поддающихся измерению действий (подачи, перемещения и т. п.), тогда как футбол - более свободная, неупорядоченная игра. Поэтому в футболе данные, в основном, не регистрировались и не анализировались. Тем не менее созданная в 1996 году компания Opta начала собирать новые виды информации на играх английской Премьер-лиги и в настоящее время осуществляет ту же работу для Высшей лиги футбола США. В результате теперь, впервые в истории футбола, клуб может получать информацию о том, какое расстояние каждый игрок преодолевает за матч, сколько атак прерывает тот или иной защитник и какие игроки чаще всего передают мяч друг другу. Постепенно такая информация стала привлекать внимание руководства клубов.
Эту тенденцию поддержали и другие компании. Prozone отслеживает перемещения игроков, собирает и анализирует данные матчей. Для создания рейтингов игроков система Castrol Performance Index применяет математический алгоритм. Исследователь комплексных систем из Северо-западного университета Луис Амарал основал аналитическую фирму Chimu Solutions, которая занимается анализом футбольных статистических данных. Именно она поставила под сомнение устоявшееся мнение о том, что обычно выигрывает команда, больше владеющая мячом: Chimu продемонстрировала, что команды- победительницы контролируют мяч меньше половины матча. Тем временем руководители ведущих мировых футбольных клубов собрались на ежегодную спортивную аналитическую конференцию, организованную бизнес-школой MIT Sloan в Бостоне.
Одной из первых сфер применения аналитических данных стала оценка игроков. Обрабатывая данные, клубы поняли, что они могут искать игроков по всему миру в виртуальном режиме, открывая таланты, которые в противном случае остались бы незамеченными. Данные меняют и сложившиеся представления о подборе эффективной команды. Работающие в самых престижных американских университетах Дэвид Сэлли и его соавтор Крис Андерсон руководят консалтинговой фирмой, которая обрабатывает данные для профессиональных футбольных команд. По словам Сэлли, данные свидетельствуют, что относительные достоинства самых слабых футболистов влияют на победу больше, чем относительные козыри их одноклубников, относящихся к категории звезд. Следовательно, вместо того, чтобы тратить средства на суперзвезд, комплектуя остальную часть команды недорогими, слабыми игроками, надо вкладывать деньги в создание команды, где каждый игрок был бы достаточно силен.
Новая технология предусматривает также применение данных для планирования и корректировки тактики игры, чем активно пользуется клуб "Нью-Йорк Ред Буллз" из высшей лиги футбола США. Аналитик команды Дэвид Ли занимается сортировкой данных о соперниках и определяет тенденции. "Анализ позволяет тренерам увидеть то, что показывают данные", - утверждает он...
В ближайшие годы, по мнению Дэвида Сэлли, для обработки растущих объемов данных о передачах и взаимодействии игроков на поле футбольные аналитики начнут применять сетевую теорию. Это приведет к удивительным открытиям: можно будет определить наиболее эффективные связи между группами игроков и причины этого. Такой подход, возможно, изменит представление о принципах подбора команд-победительниц.
Существуют, однако, причины, почему в футболе до сих пор не произошел тот эпохальный перелом, что изменил судьбу бейсбольного клуба "Окленд Атлетикс", как показано в фильме "Человек, который изменил все". Использование данных в футболе по-прежнему считается новаторством, и многие сторонники традиционного подхода такое новшество не приветствуют. Команды же, взявшие анализ данных на вооружение, как, например, "Ред Буллз" или английский "Манчестер Сити", все еще стараются понять, как использовать их наиболее эффективно.
От отсутствия данных футбол шагнул к обширным базам, но у футбольных клубов нет того длительного опыта работы со статистикой, который накопили бейсбольные клубы. По мнению Сэлли, в футболе по-прежнему наблюдается разрыв между технологией и способностью клубов использовать ее.
Тем не менее технологии будут совершенствоваться, а оценки на основе данных - приобретать все больший вес. Молодые тренеры, воспитанные в эпоху интернета, придут к пониманию возможностей данных. Рано или поздно один из них начнет использовать данные, чтобы навсегда изменить этот вид спорта.
Примечание. Как известно, тренеры киевского "Динамо" Валерий Лобановский и Олег Базилевич начали применять научный подход к игре своей команды еще сорок лет назад. Это позволило украинским футболистам быстро выдвинуться в число ведущих футбольных клубов Европы. Так что исследования западных аналитиков лишь подтверждают старую истину о том, что нет ничего практичнее хорошей теории.
На следующий день после того, как Джереми Лин точным трехочковым броском принес своему клубу "Нью-Йорк Никс" победу над торонтской командой "Рэпторс", у него появились 37 тысяч новых поклонников в Твиттере. Это - лишь один пример того, почему по популярности в социальных сетях Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), объединяющая сильнейшие профессиональные баскетбольные клубы в США и Канаде, не имеет себе равных в североамериканском профессиональном спорте. Сегодня у нее более 15 млн почитателей среди пользователей сетей Фейсбук и Твиттер.
Поклонники НБА все чаще запрашивают и мгновенно получают в онлайновом режиме свежие статистические данные и неотредактированные видеоматериалы о самых острых моментах состоявшихся матчей. По всей сети НБА установлены маршрутизаторы, коммутаторы, беспроводные точки доступа и контроллеры, дающие болельщикам возможность следить за любым эпизодом игры, а также получать контент Национальной баскетбольной ассоциации по телевидению, через интернет и с помощью мобильных устройств. Матчи НБА транслируются в 235 стран и регионов с помощью интеллектуальной сети Cisco. Эта сеть передает видеоконтент и статистические данные со скоростью 2 гигабита в секунду. В результате задержка между реальным событием и получением видео высокого разрешения и статистических данных в среднем составляет всего несколько секунд.
Клуб Sporting Club из Канзас-Сити (США) создал компанию Sporting Innovations, которая будет специализироваться на инновациях в области спорта и развлечений. В своей деятельности Sporting Innovations будет использовать технологии, которые принесут болельщикам незабываемые впечатления, а спортивным клубам и организациям, а также владельцам спортивных арен - новые источники дохода.
Благодаря стратегическому партнерству с мировыми лидерами в области технологий Sporting Innovations может стать ведущей компанией в том, что касается внедрения новейших технологий в индустрии спорта и развлечений. Во всяком случае, руководство компании ставит задачу охватить своей деятельностью спортивные сооружений, франшизы и спортивные организации во всем мире.
- Мы убедились на собственном опыте, что технологии позволяют получить гораздо больше удовольствия от посещения спортивных и развлекательных мероприятий, - говорит Робб Хайнеман, генеральный директор Sporting Club и управляющий партнер Sporting Innovations. - Наша компания станет лидером в разработке и внедрении новых технологий, которые дадут болельщикам беспрецедентные возможности, заинтересуют спонсоров и смогут принести хорошую прибыль спортивным клубам. Наша цель - с помощью нашей платформы добавить новое измерение в экономическое пространство спортивной индустрии.
В дальнейшем компания намерена подключить все спортивные сооружения мира к высокоскоростной сети, чтобы они могли обеспечить болельщиков полноценными персонализированными развлечениями.
Прогноз главного футуролога компании Cisco Дэйва Эванса.
Лондонская Олимпиада 2012 года стала одним из самых "подключенных" мероприятий мирового масштаба за всю историю человечества. Но человечество не прекращает заниматься инновациями, создавая новые способы расширения доступа к видеоинформации о крупномасштабных спортивных соревнованиях, таких, как Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу.
В прошлом телевизионные компании, освещающие олимпиады, делали это только в вечерний "прайм-тайм", показывая наиболее яркие события в записи и втискивая такие передачи в строго ограниченное эфирное время. Начиная с пекинской Олимпиады 2008 года ситуация в корне изменилась: тогда компания NBCUniversal, получившая эксклюзивные права на трансляцию олимпийских соревнований для американской аудитории, предложила зрителям не только многочасовые передачи по обычному и кабельному телевидению, но и тысячи часов онлайнового контента на сайте NBCOlympics.com.
На лондонской Олимпиаде компания NBCUniversal действовала так же, обеспечив прямые трансляции и передачи в записи с состязаний по 26 видам спорта, где разыгрывались олимпийские медали. О степени "подключенности" лондонских Игр-2012 говорит хотя бы тот факт, что только лишь 27 июля, во время церемонии открытия Олимпиады, было зарегистрировано 9,66 млн сообщений в Твиттере, т. е. больше, чем за всю Олимпиаду 2008 года в Пекине.
По заявлению компании NBC, во время пекинской Олимпиады она передала по своей главной сети и кабельным каналам спортивные программы общей продолжительностью 3600 часов и еще 2200 часов потокового видео через интернет. Распространение планшетных компьютеров, начавшееся в 2010 году с появлением iPad, привело к буму потокового видео, передававшегося на и через эти устройства в период проведения Летних Игр-2012. Во время лондонской Олимпиады, по данным NBC, зрители просмотрели видеоматериалы общей продолжительностью 20,4 млн часов, причем 30 % этого видеопотока - с помощью двух наиболее популярных мобильных приложений.
Постоянное развитие технологий, появление фото- и видеокамер с высоким разрешением и расширение пропускной способности компьютерных сетей дает возможность непрерывно совершенствовать пользовательские сервисы, доступные не только зрителям, но и спортсменам, тренерам и репортерам.
Тысячи болельщиков, посещающих спортивные соревнования, используют смартфоны для записи и передачи видеоконтента через YouTube, а также для отправки своих комментариев в такие социальные сети, как Facebook, Twitter и Google+. К чемпионату мира по футболу 2014 года и Олимпийским играм 2016 года количество видеоканалов, доступных любителям спорта, вырастет на порядок.
Но это еще не все. У себя дома любители спорта тоже получат гораздо больше возможностей, чем ныне. Я предвижу появление технологии, позволяющей таким зрителям видеть даже то, что будут фиксировать на свои видеокамеры и смартфоны болельщики на стадионе. Поскольку же долго удерживать видеокамеру в одном и том же положении - дело утомительное, вскоре, возможно, появятся портативные камеры, прикрепляемые, например, к очкам. Представьте себе, что вы сидите где-нибудь в парке в своем городе и в реальном времени смотрите по своему планшетнику матч чемпионата мира по футболу в Бразилии, который с помощью солнцезащитных очков снимает кто-то из находящихся там зрителей. Технологии, необходимые для поддержки таких услуг (т. е. новые видеокамеры и приемные устройства), уже разрабатываются.
А чтобы увидеть происходящее с разных ракурсов и разными "глазами", вы сможете переключаться с одной камеры на другую. Камеры будут поддерживать функции GPS и подключаться на стадионе к сети Wi-Fi, что даст вам возможность определять местоположение болельщиков, передающих видеоконтент. Вы также увидите на экране карту спортивной арены и сможете выбирать точки обзора. Это особенно пригодится при проведении длительных, охватывающих большую территорию состязаний, например в марафонском беге.
Кроме того, интеллектуальные устройства предоставят болельщикам много дополнительной информации. Предположим, вам захочется побольше узнать о том или ином спортсмене из ваших краев. В таком случае вскоре вы сможете, нажав на его изображение на экране вашего планшетника, получить о нем разнообразные сведения: медали, завоеванные им в предыдущих соревнованиях, видеозапись его выступлений в отборочных состязаниях и т. п. А широкополосные сети позволят выводить изображения вашего любимца на экраны мобильного компьютера или телевизионного приемника высокой четкости.
Сегодня большинство передач о мировых спортивных событиях состоит из трансляции с сетевых телекамер, устанавливаемых в стратегически важных точках: у финишной черты, ниже уровня воды в бассейне, на ринге или на берегу гребного канала. В будущем эти камеры станут намного компактнее, причем их можно будет крепить в самых неожиданных местах - например, на метательном копье, на борту каноэ, на легкоатлете, специализирующемся в беге с препятствиями, или на пловце, завершающем эстафету 4х100 м вольным стилем.
Развитие технологии и расширение сетевой емкости делает возможным появление новых способов трансляции таких соревнований, как Олимпийские игры... В конечном счете, технология служит одной-единственной цели: расширению человеческих возможностей. Дело, таким образом, не в устройствах, а в том, чтобы человек расширил свои возможности наиболее удобным для себя способом.
Подготовлено по материалам,
предоставленным компанией
Cisco.