Номер 24 (769), 24.06.2005
Заканчивая школу-интернат в Одесской области, ребята точно знают, чем будут заниматься дальше. Кто-то пойдет в ПТУ обретать профессию, кто-то поступит в вуз или устроится на работу. С каждым учащимся проводится профориентация, где выявляют его склонности и желания, в зависимости от которых они выбирают свой жизненный путь.
По словам начальника отдела школ-интернатов управления образования и науки Леонида Алексеевича Черника во многих школах-интернатах уже идут по пути трудового обучения. В интернате для глухих детей № 91 с прошлого года проводится эксперимент непрерывного образования на базе училища № 5. Ребята наряду с общим образованием получают профессию швеи или сапожника и остаются работать в швейных цехах. Им не надо переходить в другие учебные заведения, менять круг общения. Они работают под заказ шьют халаты, брюки, платья.
Хорошо поставлено трудовое обучение в Килийской школе-интернате для умственно отсталых детей. Их обучают сельскохозяйственным профессиям, чтобы в дальнейшем они могли зарабатывать на жизнь собственным трудом. В школе построены теплицы, где высаживается рассада огурцов, помидоров. В цехе изготавливаются железобетонные конструкции: виноградные столбики, коньки на крыши. Ученики работают в бригадах и получают за свою работу зарплату.
С прошлого года подсобным хозяйством занялась Песчанская школа-интернат для детей-сирот. Ребят учат ухаживать за домашним скотом. Это пополняет рацион питания. В областных школах-интернатах сегодня пропагандируется введение подсобных хозяйств. Государственных денег на питание не хватает. Вместо 12 гривен в день на ребенка приходится 5-6 гривен. Поэтому недостаток компенсируют закатками, солениями, продуктами собственного хозяйства и спонсорской помощью. Губернатор Одесской области В. Цушко подготовил распоряжение для глав администраций с указанием взять под свое крыло учебные заведения и оказывать им помощь в обработке земли, обеспечивать топливом и материальными средствами. Подсобные хозяйства уже содержат НВК Тузлы, Борщей, Утконосовки, школы-интерната № 34 г Одессы.
Как обстоит дело с шефской помощью?
Это для нас больной вопрос. Несмотря на то, что с каждым годом финансирование интернатов увеличивается, львиная доля средств уходит на повышение зарплаты. Мало денег выделяется на одежду, обувь, гигиенические, моющие средства, белье. Большие проблемы с обновлением кухонного оборудования, которое эксплуатируется уже 25-30 лет. Пора менять банно-прачечные. На ремонт машин много тратится, проще купить новые. Недостаточно средств выделяется на оздоровление, медицинские препараты. Поэтому остается один вариант привлекать внебюджетные средства. За прошлый год по спецсчету прошла сумма 3127 тысяч. Большую помощь оказывала железная дорога, выделив около миллиона гривен на развитие школы-интерната. Свою лепту вносил Измаильский порт. Однако в этом году эта шефская помощь запрещена из-за списывания больших сумм предприятиями. Но в проигрыше остались учебные заведения. В 1999 году за школами-интернатами были закреплены организации и предприятия. Любая помощь, любые средства нами приветствуются. Есть такие организации, которые вообще не помогают: "Фармация", "Антарктика" совершенно забыли о своих подшефных.
Куда ребята могут поступить после окончания школы-интерната?
У выпускников широкий выбор: ПТУ, колледжи, техникумы, вузы. В каждом учебном заведении предусмотрены дни открытых дверей. Для детей-сирот узаконена льгота. По законодательству они сдают вступительные экзамены, но идут вне конкурса. Проблемы с такими детьми начинаются после окончания образования. Государство жилье не выделяет, программы обеспечения жильем таких детей нет. И выживает каждый, как может.
Лето пора оздоровления. Как организовывается летний отдых в школах-интернатах?
На оздоровление государство выделяет не так много. Сначала из бюджета на летний отдых планировалось 935 тысяч гривен. Это 5 гривен на ребенка в день. И в эту сумму должно было входить питание, проживание, культурная программа. Обращаясь к депутатам, обладминистрации мы добились добавки, за счет которой дневная норма поднялась до 15 гривен. Однако сутки в детском лагере стоят 30-35 гривен. Нам приходится организовывать отдых на базе своих школ-интернатов. На летний режим работы переведена Балтская школа-интернат. В Котовской школе-интернате приведены в порядок две базы отдыха "Лисова" и "Дубки". Измаильская школа-интернат оздоравливает детей на базе отдыха "Глобус" на берегу лимана. Килийская школа на базе отдыха "Спутник". В Одессе директора интернатов самостоятельно находят варианты, спонсорскую помощь, чтобы оздоровить детей в санаториях. Благодаря спонсорам песчанские дети едут на отдых в Болгарию. Миссия "Добрые самаритяне" берут на отдых детей из трех школ-интернатов.
Какие мероприятия ждут детей на летнем отдыхе?
Мы тщательно планируем каждый день отдыха. Конкурсы, соревнования, экскурсии все это в нашей программе. Традиционно каждый год на базе Михайловской школы-интерната проходит футбольный турнир среди команд школ-интернатов. В седьмой раз на базе Тузловского НВК пройдет спартакиада "Море друзей", в которой будут "Казацкие забавы", конкурс "Мисс Чаривница", экскурсия в Белгород-Днестровскую крепость, на пляж в Лебедевку.
Как вы оцениваете работу интернатов и необходимость их развития в нашем обществе?
Без интернатов нам не справиться с таким количеством детей-сирот, детей из малоимущих семей. Несмотря на то, что правительством пропагандируется развитие домов семейного типа и воспитание таких детей в приемных семьях, нам до этого далеко. На сегодня в области зарегистрировано 6 тысяч детей-сирот. Сколько семей понадобится, чтобы их всех определить? Интернатовская система есть и будет. Интернатам еще предстоит вытягивать создавшуюся общественную ситуацию. Поэтому надо больше уделять внимания интернатам. Ведь в этих учебных заведениях совершенно другой подход, чем в обычных школах. Там работают специалисты. В основном это пожилые женщины. Молодые идти не хотят из-за низкой зарплаты. Мы дорожим этими кадрами. Интернатам надо помогать, а не критиковать. Некоторые СМИ извращали факты и представляли их на предвыборной гонке в выгодном для себя и заказчика свете. Увидели трещину или течь на потолке, записали два слова умственно отсталого ребенка, и давай кричать, что в интернатах голод и нищета. Мы прилагаем все силы, чтобы дети были сыты, обучались и получали медицинскую помощь. О том, как обстоят дела в интернатах, говорят и мероприятия, которые проводятся для детей, для их духовного развития: встречи с интересными людьми, праздники, вечера, классные часы. И если есть небольшой процент детей, которые убегает на улицу, объясняется это, скорее всего, их нежеланием соблюдать режим. Кому-то мыть машины и воровать больше по душе, чем учить уроки.
Как добавила специалист по охране детства отдела управления образования и науки Татьяна Ивановна Тулба, сейчас в интернатах созданы нормальные условия для воспитания детей. Но это еще не решение детского вопроса. Начинать надо с профилактики в семьях. Сегодня наблюдается рост числа учащихся интернатов в старших классах. Это говорит о том, что общество вовремя не обращает внимание на бездомных или неполноценных детей. А когда спохватываются, у ребенка формируется свое мировоззрение. И зачастую интернатовскую жизнь он принимает тяжело. Больше всего проблем с детьми в сельской местности. Родители уезжают на заработки. А детей оставляют на родственников. Но ребенку, кроме материального, надо и духовное воспитание. С другой стороны, в некоторых малоимущих семьях ребенка даже не могут забрать на лето в семью, нет денег.
И еще одна проблема неинформированность населения. Многие родители детей-инвалидов не знают о существовании специализированных интернатов для слепых, глухих, умственно отсталых. Именно в таких заведениях ребенок сможет развиться, найти способ выражения своих способностей и свою дорогу в жизни.
Интернаты помогают таким детям в становлении. В этом году 300 выпускников школ-интернатов после 9 и 11 классов будут поступать в ПТУ, 51 в техникумы, 6 в вузы, а 44 продолжат обучение в 10 классе.
Инна ИЩУК.
Фото автора.