Номер 22 (1119), 15.06.2012
Ромашковая улица в Одессе.
Мы молоды. У нас еще любовь
и комната восьми квадратных метров,
и белая черешня под окном...
Представить трудно - как тебя любил я!
Смеялась ты в открытое окно,
а в нем пчела гудела золотая,
и к морю устремлялся поворот.
Какими мы бессовестными были,
что счастье расточали, как могли.
Все это может подтвердить художник,
наш друг, сосед по дому и судьбе.
Казалось - все!
Казалось, что навеки!
Да, Господи, ведь так оно и есть.
Ромашковая улица в Одессе.
Мы молоды. У нас еще любовь...
* * *
Наши души изъели пороки,
оттого - и наивны мечты,
и шутов выдвигали в пророки,
загоняя пророков в шуты.
А правитель, на рожицы пялясь,
ржал до слез и размазывал грим...
...Шут вначале показывал палец,
а потом и указывал им.
А потом эту прихоть урода,
этот кукиш кому-то под нос,
выдавали за волю народа,
понимая - какой с него спрос?
Сколько боли в минувших уроках!
Много ль проку? Напрасны мечты,
коль, как прежде, нехватка в пророках
и, как прежде, в избытке шуты.
* * *
Мир жесток. И совсем не просто
оставаться самим собой,
ведь привыкли мы лишь по росту
становиться в безликий строй.
Отчего же командность слога,
но не дело для нас важней?
А ответ испроси у Бога,
если есть он в душе твоей.
В том эпоха не виновата,
что, рожденные для любви,
поднимаются брат на брата,
охмелевшие от крови.
Сколько можно трубить тревогу?
Сколько можно седлать коней?
А ответ испроси у Бога,
если есть он в душе твоей.
Мир прекрасен, хоть и жесток он,
ведь иного попросту нет.
В нем, согласно природным срокам,
чередуются тьма и свет.
Отчего же тогда в итоге
больше выпало черных дней?
А ответ испроси у Бога,
если есть он в душе твоей...
Опять расцвел июнь сиреневой удачей.
Опять в ночных садах очнулись соловьи.
И в роднике души прозрачно обозначен
единственный подтекст надежды и любви.
И торжествует жизнь на этом свете белом,
покуда в нас самих, как радостная весть,
живут наперекор случающимся бедам
надежда и любовь,
достоинство и честь.
Иные времена, в гостях другая мода,
но все-таки в крови волнуется опять
проросшая сквозь нас свободная природа:
листва шумит в душе - попробуй-ка унять!
Смотрю, несет вода кораблик мой бумажный
а что там, на борту, - размокло, не прочесть.
Вновь учат жить меня открыто и отважно
надежда и любовь,
достоинство и честь.
А если можно жить с оглядкою, иначе,
заботясь лишь о том, чтоб дать душе покой, -
скажите, отчего украдкою мы плачем
над пушкинской строкой,
над пушкинской строкой?
И почему тогда, чужую жизнь листая,
волнуемся порой, как над своей судьбой,
и в двух шагах от нас безмолвствуют литавры,
и тихо, как ручей, вступает в мир гобой?
И, слушая судьбу, подумаешь невольно:
возможно, потому глаза прикрыл рукой,
что так душе легко, и сладостно, и больно
над пушкинской строкой,
над пушкинской строкой...
Закончена молдавская тетрадь,
и отсверкали стёртые подковы.
Одесса! Море! Оперный театр! -
Европа по сравненью с Кишинёвом.
Тут возникает на пути она:
красавица - хоть выводи на сцену.
Она себе уже сложила цену,
но не совсем удовлетворена.
Из ряда вон. Стройна. Манеры. Взгляд
загадочный и вместе с тем лукавый.
Проходит по аллее, словно над
землёй парит... Что ей чужая слава!
Холодный тон лишь разжигает страсть.
Улыбка ироничная: клин - клином?..
Собаньская. Полячка. Каролина.
Всем хороша. И даже имя в масть.
Её кокетство - больше, чем игра.
В ней магнетизм особенного рода.
И от него не стоит ждать добра,
но не подвластна логике природа.
Он эти мысли отгоняет прочь.
Ах, Каролина, вы бесчеловечны!..
Она смеется, но ещё не вечер.
Ещё должна с небес спуститься ночь...
Бог весть откуда тучей саранча
на край Новороссийский налетела.
Хлеб на корню она прилежно ела
и кочевала - нет, увы, предела
для насекомых. Так возникло дело
о саранче.
И поздняя свеча
горела в губернаторском окне -
граф Воронцов в служебном кабинете
расхаживал в колеблющемся свете.
Ступал брезгливо, словно на паркете
сидела саранча.
Вдруг о поэте
подумал он.
И после - о жене.
О господи, ну что могла Элиз
найти в таком...
Задумался - в каком же?
В развязном щелкопере? Что ж, похоже,
но надо саркастичней, чтоб по коже
мурашки побежали... А быть может,
к мурашкам и отправить?..
Вот сюрприз!
Идея эта графа увлекла.
Воображенье живо рисовало,
как едет Пушкин, мрачный и усталый,
с гордыней африканской Ганнибалов,
на саранчу устраивать облавы,
вести учет,
а ей ведь несть числа...
И, главное, вполне соблюдены
дворянские приличия. Привычно
по службе находиться там, где лично
присутствовать считается нелишним.
Необходимым даже. Все логично.
И все во имя трона и страны!
Пейзаж одесский догорал в окне
и отражался в зеркале казенном.
Граф, на себя взирая упоенно,
не удержался - подмигнул влюбленно
и улыбнулся удовлетворенно,
представив, как он досадит жене...
В разросшемся саду, где к морю вниз
тропинка ускользала под ногами,
где лунный свет разбросан меж кустами,
как будто мрамор, крупными кусками,
"О матка бозка!" - томными устами
шептала с замиранием Элиз.
Был Александр графине от души
признателен за теплое участье
в его делах. Такое ведь нечасто
случается. А всякое начальство
поэтов не выносит - в них несчастье:
чуть что - и объяснение пиши.
И над судьбой сгущалась саранча.
Над морем проплывала, как галера,
причудливая дымка. Сердце грела
надежда на фортуну. И несмело
в саду звезда далекая горела...
В окне горела поздняя свеча...
"...На прогоны к месту назначения по числу верст 1621, на три лошади, выдано ему денег 389 руб. 4 коп."
Из донесения
одесского градоначальника
графа
Гурьева
графу Воронцову,
22 июля 1824 г.
Теплое море.
Волны - как строчки.
Музыка лета - тихий прибой.
Синие дали.
Синие очи.
Синее небо
и день голубой.
Полдень в Одессе. Снова цыганки
страстно и искренне лгут наугад.
И золотые царской чеканки
в смуглых ладонях, как угли, горят.
Славно гадают! Пушкин хохочет -
он не в накладе, доволен вполне.
Все, что желаешь, вмиг напророчат,
Счастье любое - по сходной цене.
Книги увязаны.
Собраны вещи.
Сборы привычны и коротки.
Грустно прощаться,
прощаться навечно -
ведь расстояния так велики...
Жаркое лето.
Черные ночи.
Жгучие ветры.
Белый прибой.
Черная шаль
и черные очи.
И саранча над тревожной судьбой.
Трудно представить -
как бесконечна
эта дорога в опальные дни...
Черное море...
Черная речка...
Черные кони...
- Ну, с Богом. Гони!..