Номер 22 (1069), 17.06.2011
- В двенадцать жду в кают-компании, к обеду, - так неизменно встречал нас, молодых пароходских специалистов, Михаил Исаакович Ландер, капитан "Юности". - Старпом, распорядитесь!
Мы редко бывали голодны, но всегда польщены - сам капитан приглашает! Был он маленького роста под стать теплоходику, переоборудованному из пассажира "Абрау-Дюрсо" в учебное судно. Оно использовалось и в качестве штаба для руководства Черноморского пароходства, и не только люксовские каюты украшали его. Теплоход был оборудован самой современной аппаратурой связи и навигационной техникой. Она нередко давала сбои, и тогда нас вызывали на помощь. Капитан хорошо разбирался в электронике, но никогда не давил на технарей своим авторитетом, доверял.
Его судно привлекли к съемкам нашумевшего фильма "Пираты ХХ века". С Ландером советовался известный актер Вельяминов, сыгравший роль отважного советского капитана. "Юность" участвовала в трагической операции по подъему погибших с затонувшего "Адмирала Нахимова".
Михаил Исаакович и до "Юности" и после командовал куда более крупными судами: огромной рыболовецкой базой, гигантскими контейнеровозами. Ходил Северным морским путем, перегонял белоснежные яхты по Тихому океану. Он - единственный из советских участников войны, принятый в американский легион ветеранов войны на море. О нем писать да писать...
На этих страницах я попробую рассказать о его, совпавшей с юностью, войне, такой далекой для нас, не воевавших, неродившихся еще и близкой, недавней для людей поколения Ландера.
В час ночи 22 июня 1941 года радист базового тральщика "Щит", на котором пятнадцатилетний курсант военно-морской школы Миша Ландер проходил практику, принял срочную радиограмму: "ГОТОВНОСТЬ № 1". Это командующий Черноморским флотом продублировал приказ наркома Военно-Морского Флота Николая Герасимовича Кузнецова. Смелый приказ - без оглядки на Сталина. В других родах войск подобного не случилось. Потому в первые дни войны и произошли немыслимые потери у армейцев и авиаторов.
На тральщике прозвучали сигналы боевой тревоги. Все члены экипажа и курсанты, вскочив с коек, разбежались по боевым постам: комендоры стали к орудиям, зенитчики - к пулеметам, минеры - к бомбометателям на корме. Корабль, конечно, небольшой, в три раза меньше миноносца, но неплохо вооружен: при умелом использовании был способен на многое.
"Щит" находился на переходе Одесса - Севастополь. Михаил, закрепленный за штурманом Левашовым, в ту ночь стоял на руле. Ориентиры на подходах к Севастополю с моря - Херсонский маяк и Инкерманские створные огни предусмотрительно выключили. Несмотря на их отсутствие, командир, капитан-лейтенант Ратнер, уверенно вел тральщик. Курсант, хорошо управляя штурвалом, был назначен старшим рулевым.
По прибытии в Севастополь Ратнера вызвали в штаб бригады.
- Война!
Вернувшись на тральщик, сказал каплей: - Приготовиться к приему боеприпасов, - и добавил свою любимую поговорку, - море - это не хухры-мухры.
...Путь на капитанский мостик начался для Миши в довоенной Одессе с неистребленным еще городским колоритом, яркими личностями и фривольными дворовыми песнями.
В старом одесском дворе, где родился Ландер, соседи, несмотря на различие в национальностях, жили дружно. Сообща праздновали дни рождения, справляли свадьбы и поминали ушедших.
Дружба взрослых передалась ребятам. Единственного, кого они ненавидели, был дворник Карл, который, незаметно подкравшись во время игры в футбол, огромным ножом резал мяч. Резал молча, на мелкие кусочки, старательно, с улыбкой. Радовался он и тогда, когда высылали со двора греков, итальянцев, немцев, даже поляков, к которым он сам принадлежал.
- Всех шпионов выведем на чистую воду, - шевелил Карл рыжими усищами.
Власти его не трогали.
А еще Миша любил море. Он мог часами завороженно наблюдать за прибоем, за судами в порту... Вначале был яхт-клуб, где будущий капитан впервые в жизни вышел в море под парусом.
Потом в городе открыли военно-морскую школу, куда после седьмого класса зачислили Ландера. Ему выдали морскую форму и беску, как называли настоящие мореманы бескозырку.
Кроме общеобразовательных дисциплин, курсанты изучали и специальные: устройство корабля, морскую практику, навигацию, корабельный устав. Занятия почти не оставляли свободного времени. Несмотря на это, Миша для увеличения силы и сноровки записался в боксерскую секцию и в пятнадцать лет стал чемпионом области среди юношей...
В тот жаркий июньский день после скорой погрузки боезапаса корабли вышли на внешний рейд и рассредоточились. В небе послышались ноющие звуки моторов, затем показались немецкие бомбардировщики - "юнкерсы". Пикируя, они сбрасывали на корабли бомбы, стреляли из пулеметов и пушек.
Отбомбившись, самолеты улетели на юго-запад, в сторону Румынии. В иссеченном осколками море чудом держались раненые. Некоторые тонули. Косяками плавала дохлая рыба.
Ратнер приказал спустить шлюпку.
- Как ты, сынок? Жив, здоров? - обратился командир к Kандеру,- сам видишь, море - это не хухры-мухры!
Миша обалдел от увиденного, оглох от взрывов, пропотел, словно после тяжелой болезни, насквозь. Это был его первый бой.
Через несколько дней "Щит" включили в группу сторожевых кораблей. Они должны были действовать против катеров и подводных лодок противника.
В начале августа тральщик вернулся в Одессу. Город оборонялся. Не хватало самого элементарного, и в первую очередь питьевой воды. Румыны перекрыли водопровод. Шла эвакуация населения.
Дома Ландер обнаружил записку. Мама писала, что вместе с сестрой уходит на пароходе "Ленин" в Батуми, его морская школа эвакуировалась в Саратов - приказано их догнать.
Ключи от дома Ландер отдал самым близким соседям - Пружанским. Татьяна Ивановна, накормив Мишу, сказала, что она с мужем никуда не едет: он записан поляком, она - чистая русачка. На прощание соседка обняла юношу и перекрестила.
Обратно Михаил вернется через три военных года взрослым человеком.
На корабле курсант обо всем рассказал командиру.
- Не вешай нос, Мишка, - сказал Ратнер, - завтра пойду к начальству. Ты уже побывал на войне.
Через день командир вызвал курсанта.
- Хреновые новости. Пароход "Ленин" на траверзе Ялты наскочил на мину. Кто уцелел - не знаю. Что касается тебя... О приказе прибыть в школу я ничего не слышал, не знаю, - Ратнер пожал плечами, - остаешься на корабле добровольно, но с одним условием: без моего разрешения не то, что на берегу, на палубе не должен светиться! Пиши рапорт на мое имя.
Только спустя год Ландер узнал, что мать с сестрой случайно сели на другой пароход и почти без приключений добрались до Батуми.
Его домом стал тральщик "Щит", а его семьей - экипаж корабля, который принял участие в тралении фарватеров, находился в дозоре возле Севастополя, конвоировал корабли и транспорты, эвакуировал раненых бойцов и население из зон боевых действий. Доставлял в Одессу, Севастополь боеприпасы, топливо, медикаменты, продовольствие.
В феврале сорок второго моряки корабля участвовали в десантной операции в Керчи. Был среди них и Михаил. Бог хранил юношу, он уцелел в жестокой рукопашной схватке. Уцелевшего, несмотря на приказ сталинского любимца комиссара Мехлиса перенести окопы поближе к линии огня. Когда кто-то выразил сомнение, он сам вышел из окопа, пройдя 50 метров вперед на эту самую линию, и не ушел оттуда, пока среди взрывов, пулеметных очередей не выкурил длинную папиросу. Она стоила жизни многим тысячам...
На море жизнь тоже зависела от случая. Особенно тяжко пришлось в июне сорок второго, когда "Щит" вместе с пятью катерами-охотниками вышел из Туапсе, сопровождая теплоход "Грузия", который принял пополнение, боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Для скрытности шли курсом на юго-запад до Анатолийского побережья. Пройдя вдоль турецкого берега, повернули на север, взяв курс на Севастополь.
Тральщик принял на борт большое количество ящиков, заполненных бутылками с зажигательной смесью для борьбы с танками. Все вспомогательные помещения были забиты этим грузом.
Вражеская разведка обнаружила конвой вечером следующего дня. Девять "юнкерсов" сбросили на них бомбы. "Щит" и катера, маневрируя, открыли огонь и сбили самолеты с боевого курса.
Налет продолжался около часа. Прямых попаданий не было, хотя четыре бомбы упали недалеко от теплохода. Командиру сообщили, что в кормовую часть "Грузии" поступает забортная вода, повреждено рулевое управление.
Неисправность быстро ликвидировали, конвой продолжал следовать курсом на Севастополь.
С наступлением темноты корабли подвергались дважды атакам немецких торпедоносцев. Первыми их заметили катера и сразу же открыли лобовой огонь трассирующими снарядами. Самолеты вынуждены были сбросить все восемь торпед раньше времени. И на этот раз прямых попаданий не было.
Тогда моряки впервые убедились, что немецкие кувалды, пройдя дистанцию, очевидно, при погружении самовзрываются. Сила гидравлического удара при этом была настолько велика, что казалось, будто торпеды взорвались совсем рядом. Механик тральщика послал аварийную партию обследовать нижние отсеки, чтобы убедиться, нет ли пробоин.
На теплоходе "Грузия" вышли из строя компасы и рация. Опять отказало рулевое управление.
Командир "Щита", он же командир конвоя, передал по радио приказание другому тральщику - "Гарпун", догнавшему корабли в море, взять теплоход на буксир. Через полчаса после буксировки на "Грузии" исправили рулевое управление.
К подходной точке вышли ночью. Лоцманский базовый тральщик № 27 должен был встретить конвой, но, разыскивая его, вышел мористее и разошелся с прибывшими кораблями.
Командир конвоя, будучи уверенным в своей прокладке, самостоятельно повел караван по узкому фарватеру среди минного поля. По радио он связался с двадцать седьмым и объяснил ему, что взял на себя ответственность за проводку кораблей. За штурвалом "Щита" стоял все тот же старший рулевой - повзрослевший Михаил Ландер. От него, уже шестнадцатилетнего, зависело многое.
Перед фарватером корабли перестроились в заранее условленный ордер: "Щит" шел головным, с параванами. Они представляли собой сигарообразные поплавки в виде самолета с резаками, перебивающими минреп, за который на глубине крепилась мина. Командоры стояли у орудий, готовые расстрелять всплывшее чудовище. "Гарпун" охранял "Грузию" с кормы, а катера выстроились по правому и левому борту парохода.
Налеты продолжались, но уже одиночными самолетами. Одна из бомб снова упала недалеко от "Грузии". На этот раз вышел из строя главный двигатель. Тогда "Щит" взял "Грузию" на буксир и вел ее 40 минут, пока она прожектором не написала: "Прошу отдать буксир. Могу двигаться самостоятельно малым ходом".
На Инкерманский створ легли ранним утром. Прошли линию бокового минного заграждения. Дежурный по рейду передал, к какому причалу швартоваться. "Грузия" получила приказание стать у пассажирского вокзала. До него оставалось несколько минут ходу.
Тральщики повернули в Южную бухту и шли рядом, когда сигнальщик оповестил:
- Слева десять - пять "юнкеров".
"Щит" дал полный ход вперед. "Грузия" не могла маневрировать. "Ю-87" вошли в пике. Вой сирен, свист бомб, десятиметровые столбы соленой воды...
С мостика "Щита" было видно, как тяжеловесная мачта "Грузии" медленно поднялась в воздух и, перевернувшись, упала в воду. Когда дым рассеялся, "Грузия" уже погружалась. Катера подбирали тех, кто держался на воде. В последующие дни и ночи водолазы доставали с затопленного теплохода боеприпасы, оружие, продовольствие и медикаменты в водонепроницаемой упаковке.
"Щит" и "Гарпун" направились на помощь тонувшим, а пятерка "Ю-87", развернувшись, начала пикировать на тральщики. Наши истребители бросились на вражеских бомбардировщиков. Один из них сбили.
Бомбы падали вокруг уклонявшегося "Щита". Несколько осколков пробили корпус. Один из них повредил письменный стол в каюте командира. Достаточно было попадания в ящик с зажигательными бутылками - и тральщик бы сгорел или взлетел на воздух...
(Окончание следует.)
Александр ГАЛАНТ.