Номер 22 (612), 24.05.2002

ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

Один из острых диалектических вопросов, на котором свернули шею многие из советских деятелей искусств – это связь между формой и содержанием. Безусловно, нет и быть не может никакой регламентированности в этой искусственно созданной проблеме. Все решается и определяется мерой таланта творцов. И никого не должно смущать, что такая вечная тема, как история чистой и трагической любви юных Ромео и Джульетты, нашла новое воплощение в рок-опере. И при этом талантливое воплощение.

В Одесском театре музыкальной комедии состоялась премьера рок-оперы "Ромео и Джульетта". Музыку и либретто спектакля написал известный одесский композитор, рок-музыкант и телеведущий Евгений Лапейко.

Постановку осуществил заслуженный деятель искусств России, режиссер и хореограф, лауреат международных конкурсов Георгий Ковтун, приехавший в свою родную Одессу из Санкт-Петербурга, где он работает в Малом оперном театре.

Говорят, чужие дети быстро растут. И чужие спектакли быстро ставятся. Действительно, Г. Ковтун в общей сложности работал с труппой 4 недели (правда, все четыре недели – до седьмого пота) и создал сложнейший спектакль, неординарный, продуманный, выстроенный, с массовыми сценами (в спектакле заняты 70 человек), со сложными акробатическими номерами, со световыми и спецэффектами... Юных героев в спектакле играют фактически дети, непосредственность которых нужно скоординировать с профессионализмом взрослых. Подготовлены 4 Джульетты, 3 Ромео, в массовых сценах принимают участие учащиеся театрального класса 37-й школы.

Но это ведь лишь надводная часть айсберга. Если Е. Лапейко вынашивал свою рок-оперу 10 лет, то у Г. Ковтуна за спиной уже три постановки бессмертной трагедии Шекспира: балет на музыку Прокофьева в Киеве и два спектакля (в Улан-Уде и в Баку) на музыку Берлиоза (драматическая симфония "Ромео и Джульетта") и Чайковского (фантазия-увертюра на ту же тему). Словом, все выстрадано.

Многие постановки классических сюжетов, в том числе и "Ромео и Джульетты", часто, чтобы подчеркнуть их всевременность, переносятся в наше время. Авторы спектакля пошли по другому пути: раз покушение на любовь есть варварство, то действие шекспировской пьесы переносится во времена варваров, в эпоху, когда христианство лишь проповедовалось, когда в истинную веру обращали народ воинствующие монахи. В спектакле таким воином-монахом представлен Патер Лоренцо, в уста которого вложена философия произведения. (Его убедительно исполняет засл. артист Украины С. Ковалевский, эту же партию в других спектаклях исполняют С. Богаченко и В. Донцов).

Чем темнее ночь, тем ярче звезды. Чем темнее силы, окружающие юных влюбленных, тем светлее и чище сами герои и их чувства. Недаром на балу-маскараде в доме Капулетти героев окружает толпа в звериных масках, недаром громкая (к сожалению, чересчур) рок-музыка, сопровождающая действие всех персонажей, сменяется прелестными нежными мелодиями, отданными Ромео и Джульетте.

Чистоту героев подчеркивает и оформление программки, на двух половинках которой, разделенные мечом, предстают перед глазами зрителей в своей целомудренной наготе Ромео и Джульетта.

В спектакле технически интересно решена сценография (художник-постановщик С. Зайцев). Свою игровую функцию несут и костюмы, в которых использованы такие материалы, как дерюга, кожа, замша и металл. Художник по костюмам Нина Гуцу разделила враждующие семьи, одев семью Капулетти в темные одежды, а семью Монтекки – в одежды холодных тонов. Освещение сцены тоже работает на общую концепцию: сцена почти все время затенена.

Очень здорово (не могу да и не хочу подбирать более литературные эпитеты) поставлены все сцены поединков и драк (постановщик Мосик Заславский) чувствуется твердая рука хореографа, предпочитающего пластическое решение большиства сцен. Особенно сильное впечатление производят поединки Тибальда и Меркуцио, Тибальда и Ромео. Кстати, об этих двух персонажах: обаятельный, пластичный, дерзкий Меркуцио (его талантливо играют лауреат конкурсов артист оперетты П. Коломийчук и молодой артист и танцор театра В. Кутуев – он же Ромео в других спектаклях).

Что касается Тибальда (Сергей Мильков), то до поединка с Меркуцио он мало обозначен в толпе родичей Капулетти. Тот же упрек можно отнести и к еще двум мужским персонажам: синьорам Монтекки и Капулетти (последнего на фоне его яркой супруги – заслуженной артистки Украины Т. Тищенко и кормилицы – заслуженной артистки Украины В. Фроловой практически не видно и не слышно). Что здесь сыграло роль: слабо выписанные образы, не уделенное им внимание режиссера либо неудача самих артистов в поисках своего лица???

Теперь о самих героях. Из 4-х Джульетт: О. Кононцевой (11 кл. сш № 82, участница школьного ансамбля), Марины Терентьевой (ст. III курса консерватории, пианистка), Саши Цимбалюк (10 кл. сш 0; 27, окончила музыкальную школу № 2, занималась у В. Басселя в театре "Суета сует") и Юлии Коровко (2 курс училища искусства и культуры. Как участница шоу-группы "Звездный час" была приглашена на роль в театр музкомедии в постановку "Волшебная лампа Аладдина") – мне довелось увидеть только Ю. Коровко. Миниатюрная Джульетта с юным, но крепким голосом (спектакль идет под фонограмму-"минус"), непосредственная, чистая, искренняя, трогательная, даже с какой-то детской косолапостью.

Из троих Ромео (о В. Кутуеве уже упоминалось выше) мне довелось познакомиться только с одним – Кириллом Туриченко (студент I курса музыкального факультета педагогического университета. Вместе с Ю. Коровко как участник "Звездного часа" играл в "Лампе Аладдина"). Третий Ромео – 11-классник Дмитрий Богаченко (сын актера С. Богаченко. Поет с 3-х лет, считает себя учеником своего отца).

Но вернемся к Туриченко. Абсолютно свободное сценическое поведение при благодарной сценической внешности. Приятный голос, точность интонаций, пластика, акробатичность, подчеркивающая мальчишескую браваду героя, или, по терминологии Марка Твена, "козыряние" перед юной Джульеттой.

В заключение хотелось бы отметить три момента. Прекрасно поставленные массовые танцы, в которых центральной фигурой вдруг оказывается скрипач оркестра Александр Марьясин, обладающий колоритной внешностью и удививший всех изяществом и легкостью прыжков.

Отличная находка – самоубийство Джульетты (кстати, все убийства в спектакле решены очень изящно). Джульетта зажимает под мышкой у мертвого Ромео его кинжал острием к себе и с силой прижимается к возлюбленному. Ее ария прерывается на неоконченной ноте...

И финал. Полет корабля, на котором лежат тела Ромео и Джульетты, в звездное небо. Этот эффект трудно описать словами – это надо видеть.

Словом, новая постановка в театре Музкомедии – это большое неординарное событие в театральном мире не только Одессы. И дело не только в том, что это первая рок-опера на сцене независимой Украины, да еще написанная одесским композитором. Дело в несомненной удаче авторов и исполнителей.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.