Номер 21 (1461), 13.06.2019

ЗАЙМЕМСЯ МНОГОМУЖЕСТВОМ?..

Новая постановка на сцене Одесского академического русского драматического театра носит название "Жена на бис". Узы брака столь тяжелы, что иногда их приходится нести втроем...


В начале этой истории мы видим на сцене замученную бытом домохозяйку в пестром платьице и тапках, она заклинает по телефону мужа поскорее явиться домой на ужин, суля баранью ногу, еще какие-то заманчивые блюда и ореховый торт! Но ее супруга не заманить едой под семейный кров, и ненужная хозяюшка одиноко дремлет на диване... "Все дело в том, что на врача или на инженера нужно учиться годы, а вот для того, чтобы стать мужем и женой, ничего подобного. С этой точки зрения мы абсолютно безграмотны!", - восклицает расстроенная женщина, мечтающая, чтобы ее неудавшийся брак превратился в счастливую сказку.

Анна пойдет искать совета у специалиста по браку, профессора Бьянки (правда, сам он - бобыль, под венцом не стоял, но кого это смущает, на лекции спешит к нему народ за словом правды). И сам собой будет сделан вывод: нужен еще один муж! Красавица-итальянка живо окрутила профессора, представившись Лизой, и стала двоемужницей, "женой на бис". Теперь - дизайнерские наряды, лаковые туфли на каблуках, подальше от быта и рутины! Какое-то время женщине удается жить по принципу: "Любви много не бывает!". Но в макете Пизанской башни затаился сюрприз... Весь спектакль, глядя на башню, зритель размышляет о нарядной античности, служащей фоном для итальянских страстей, покосившемся институте брака, трещащей по швам семье, плюс по Фрейду что-то невеселое вырисовывается... Но все гораздо проще.

Эту пьесу в той же сценографии (художник-постановщик - Константин Розанов) Павел Урсул поставил в московском "Театре Луны" с Анной Тереховой в главной роли. В основе пьесы лежат мотивы киносценария Джаджа Фиастры "Мои любимые мужья", в этом фильме, снятом в 1978 году, снималась Моника Витти. Рождалась пьеса непросто. А идея, что называется, носилась в воздухе "Особо женатый таксист" Рея Куни в шутливой форме рассказывает о многоженстве, так почему бы не поведать миру о многомужестве, иначе говоря - биандрии? "Я - биандристка!" - гордо заявляет главная героиня, и это необычное слово поднимает ее в собственных глазах.

"Я посмотрел итальянский фильм. И решил, что как фильм он сделан плохо, потому что это, очевидно, была театральная пьеса, - признается режиссер в одном из интервью. - И когда киношники решили пьесу превратить в кино, то они ее явно испортили. Я начал искать эту пьесу, а текста нигде нет. Нет и все! Я тогда взял перевод фильма и написал пьесу сам. Кто-то делал из пьесы фильм, а я провернул обратную операцию. А взялся я за это не от хорошей жизни. Мне тогда Сергей Борисович Проханов позвонил и предложил делать спектакль по пьесе Владимира Набокова "Изобретение Вальса". Я прочитал пьесу, она мне не понравилась. И я говорю Сергею Борисовичу, что я не могу пьесу ставить, если там нет любви. Нет героя и героини, а между ними - любви. Вот дайте мне пьесу, любую, в любом жанре от комедии до трагедии, но главное, чтобы там была любовь мужчины и женщины. Тогда мне есть за что уцепиться, тогда мне интересно. Так и возникла идея поставить "Жену на бис".

Что хорошо для "Театра Луны", не может быть плохо для Одесской русской драмы. Тем более, на роль Анны-Лизы в двух составах нашлись в труппе прекрасные претендентки - Юлия Амелькина и Анастасия Швец. Яркие и красивые, умеющие прибегнуть к гротеску, не боящиеся появиться на сцене даже с косметической маской на лице, эти молодые актрисы держат в тонусе публику. Если внимание женщины рассредоточено между двумя мужьями, куда-то девается недовольство, появляется огонек в глазах, и вот уже мужья конкурируют друг с другом, забывая волочиться за другими дамами. Дикая идея подружить донжуана Ладислао (в спектакле эту роль играют Андрей Ершов и Михаил Игнатов) и скромного профессора Марко Бьянки (Альберт Каспарянц и Александр Суворов создают очень трогательные образы погрязшего в книгах теоретика семейной жизни) приводит к тому, что у этих двоих оказывается общей не только жена, но и любовница! Эксцентричная девица Опра (ее играют по очереди Татьяна Грачик и Яна Слупская), как чертик из табакерки или стриптизерша из торта, выскочит в финале из той самой Пизанской башни. И все же ни возраст, ни внешность не сделают ее магнитом для мужчин посильнее Анны-Лизы, которую уже не остановить! Советуем театралам отбросить предрассудки и насладиться точной игрой, пикантным сюжетом, отличной речью актеров (а на одесских подмостках это скорее редкость, чем правило), да еще и своеобразный "урок женам и мужьям" получить.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.