Номер 21 (966), 5.06.2009

УКРАИНСКАЯ КНИГА РУЛИТ

Все чаще украинцы отдают предпочтение украинским книгам. Так утверждают участники рынка.

"Структура продаж компании свидетельствует о том, что потребитель сориентировался на украинскую книгу, - считает Игорь Степурин, директор дистрибьюторской компании "Саммит-книга". - Это связано с тем, что российские издатели уменьшили выпуск книг и подняли на них цены".

По мнению многих специалистов книжного рынка, российские издатели стремятся перенести книгу в сегмент элитного продукта. А магазины начали заказывать больше литературы, которая продается. Поэтому в рейтингах продаж книготорговых сетей российская книга практически отсутствует. Некоторые украинские издатели также подтвердили, что за последние три месяца поступления средств от предприятий книжной торговли увеличились.

Такую положительную динамику отмечают не все издательства и дистрибьюторы, а только те, кто расширил ассортименты книжной продукции. Таких издательств, по данным Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей, около 15%. Еще 25% украинских издательств, по крайней мере, смогли сохранить тиражи и ассортименты на докризисном уровне.

"С октября 2008 года количество наименований в магазинах сети увеличилось на 25 %, - говорит Константин Климашенко, владелец сети "Книжный супермаркет". - Это позволило сдержать падение оборота на уровне 15 %. Без расширения ассортимента он мог снизиться на 40-45 %".

Тем не менее, чтобы воспользоваться такой в целом благоприятной ситуацией на рынке, украинским издателям нужны оборотные средства, за счет которых можно и дальше расширять ассортименты.

Ведь издатель при нынешних условиях оказался наиболее уязвимым. Он, в сущности, выступает универсальным кредитором, осуществляя предоплату за услуги печати и отдавая продукцию на реализацию в магазины. В то же время задолженности дистрибьюторов с издателями, по данным профильной ассоциации, достигли 40 %. Впрочем, ситуация может немного измениться, когда банки будут кредитовать издательства.

"Отдельные банки уже готовы кредитовать коммерческие издательские проекты, но требуют, чтобы издатель и полиграфист обслуживались также в их банке, - говорит Александр Афонин, президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей.

Владимир БОЙКО
("Фондовый рынок").