Номер 20 (916), 6.06.2008
В тележурналистику актеры приходят не от хорошей жизни, а "токмо волею"... Министерства финансов и Госбюджета, которые, как обычно, экономят на культуре. Сегодня даже у ведущих артистов наших театров лучше не интересоваться их окладами; что же говорить о молодых, не "заслуженных"... Между тем актерство и журналистика - явления принципиально разные. Актер должен уметь перевоплощаться, а журналист интересен, прежде всего, собственной личностью. Однако некоторые наши артисты вполне успешно решают эту задачу, демонстрируя недюжинные качества репортера. И навыки основной профессии им в этом только помогают...
- Добывая информацию, приходится общаться со многими людьми, - делится своим опытом актриса Русского драмтеатра Светлана Горчинская, имеющая уже шестилетний опыт работы телерепортера. - И каждый человек требует особого к себе подхода. Между тем времени для общения, как всегда, крайне мало, так что к собеседнику приходится приспосабливаться, что называется, с ходу. Тут как раз и приходит на помощь актерское умение, интуиция.
Выбор своего пути Светлана сделала уже в раннем детстве: с пяти лет она мечтала стать актрисой и никем другим. Ее не смутила даже первая неудача, когда после восьмого класса она безуспешно пыталась поступить в Днепропетровское театральное училище. Год Светлана проработала медсестрой в больнице, в психоневрологическом отделении. По ее признанию, насмотрелась там многого. Впрочем, "копилка" актерской памяти принимает все без исключения впечатления; все может пригодиться.
Второй заход оказался успешным. Светлана до сих пор с благодарностью вспоминает своих днепропетровских педагогов - Анатолия Москаленко, Владимира Божко, Юрия Хаджикова, Виталия Ковалецкого... Они учили своих воспитанников ремеслу, ибо отображать "жизнь человеческого духа", что, согласно известному определению, и должен уметь делать актер, невозможно, если ты не овладел определенными техническими приемами. В училище студентка Горчинская пробовала себя в самых разных амплуа - от травести до комической старухи. Кстати, возрастные роли ей нравились особенно: ведь тут можно было блеснуть умением перевоплощаться.
Светлана с удовольствием вспоминает, как в спектакле "Цианистый калий с молоком и без" в свои 18 лет изображала 40-летнюю даму. С этой постановкой связана и забавная история. Буквально накануне премьеры у нее случился бронхит и практически пропал голос. Тогда постановщик буквально заставил ее выпить рюмку коньяка (впервые в жизни!) и - о чудо! - голос зазвучал, словно никакой болезни не было и в помине...
Вскоре после окончания училища Светлана Горчинская стала актрисой Одесского русского драмтеатра. За 13 лет сыграла немало ролей. Едва ли не самая сложная, но и самая любимая - Алена, жена главного героя, в трагическом мюзикле Евгения Лапейко "Степан Разин". Роль далась актрисе, что называется, с болью. Постановщик Георгий Ковтун всегда ставит перед актерами непростые задачи, а тут материал редкой сложности. Светлана признается, что порою было просто невмоготу, но она твердила себе: "Я должна это сделать, а иначе - зачем?" Зато и результат получился: "Степан Разин" считается одним из лучших спектаклей одесских театров как минимум последнего десятилетия....
Но, увы, материальные возможности наших театров не позволяют им выпускать достойное количество премьер, отсюда их незанятость. Светлана же по натуре трудоголик, она не в состоянии сидеть без дела, потому, увидев объявление, что телеканал "Одесса-плюс" набирает стажеров, решила попробовать себя и в тележурналистике. Конечно, сыграл свою роль в этом решении и материальный фактор: сегодня почти все наши артисты так или иначе подрабатывают "на стороне". Но сейчас корреспондента АРТа Светлану Горчинскую можно назвать уже ветераном телерепортажа, особенно если учесть, каким калейдоскопом мелькают лица в новостных программах наших телеканалов. За шесть лет она подготовила не одну сотню репортажей - на самые разные темы. Но, конечно, с особым удовольствием готовит сюжеты о театре. Ибо театр для нее - не только место работы, но и "необходимая любовь навеки". А журналистика... Это, можно сказать, вторая любовь.
Александр ГАЛЯС.