Номер 19 (1508), 9.07.2020
В экспозициях одесских музеев находится множество экспонатов с интересной историей. Учитывая, что в ситуации перманентного карантина далеко не каждый выберется в музей, мы решили знакомить наших читателей с сокровищами наших музеев. И начнем с Музея западного и восточного искусства, научная сотрудница которого Ольга Дзерик расскажет о том, как в изобразительном искусстве нашло отражение знаменитое выражение "браки заключаются на небесах".
Заключение брака во времена библейских патриархов было весомым событием для членов семей, которые собирались породниться. Кроме того, брачный союз становился важным решением, влияющим на статус рода в целом. Каким образом происходил выбор будущих зятьев и невесток, наглядно показывает история женитьбы Исаака и Ревекки.
Будучи в преклонных летах, патриарх Авраам поручает слуге задание — привезти для своего сына Исаака невесту из еврейского народа. Семья Авраама проживала среди хананеев, и патриарх не хотел родниться с язычниками. Столь деликатное и ответственное поручение Авраам дал своему верному рабу Елеазару. Дабы быть уверенным, что слуга исполнит повеление в точности, патриарх взял с него клятву. Прибыв на место, Елеазар обратился к Богу с молитвой, попросив, чтобы предназначенная для Исаака невеста не только отозвалась на просьбу напоить путника, но и сама предложила напоить его верблюдов. Такой девушкой оказалась Ревекка.
Встречу преданного раба и юной Ревекки изобразил в своей картине итальянский живописец второй половины 17-го — начала 18-го века Андреа Челести. Он родился в 1637 году в семье венецианского художника Стефано Челести. Обучение живописца началось в мастерской отца, и Андреа унаследовал интерес к религиозным сюжетам, которые составляли основу творчества его отца. Впоследствии Андреа брал уроки у венецианского мастера Маттео Панцоне, работавшего в стиле маньеризма. Также обучался у Себастьяно Маццони.
Работая в Венеции, Андреа Челести приобрел славу и признание. Удачно выполненные росписи соборов и картины с религиозными сюжетами способствовали получению награды от правителя республики дожа Альвизе Контарини. Но после смерти покровителя художнику пришлось покинуть пределы Светлейшей республики — лишившись могущественной поддержки, Челести не мог справиться с недоброжелателями, которых нажил, будучи на гребне успеха.
В 1688 году Челести перебрался в Тосколано. Там, на берегу озера Гарда, он продолжал совершенствовать свою манеру письма. Если на начальном этапе творчества художник придерживался техники тенебросо (манера живописи, в которой темные краски преобладают над светлыми и контрасты очень резкие), то в зрелых работах чувствуется влияние неаполитанского мастера Луки Джордано — Челести начал использовать прозрачный красноватый грунт, что придавало его работам большую выразительность и яркость.
Итальянцы трепетно относятся к наследию художника и даже проводят фестивали "Цвета Андреа Челести" в Тосколано, где сохранились его многочисленные произведения.
Но вернемся к картине, на которой художник очень живо передал эмоции верного слуги — Елеазар не верит своему счастью и, кажется, все еще в сомнениях, действительно ли он нашел ту девушку. Разложив богатые подарки, он с тревогой и надеждой смотрит на потенциальную невестку господина: нравятся ли ей украшения? Примет ли она предложение?
Совершенно по-иному выглядит Ревекка. Она словно перенеслась с венецианской улицы в сельский пейзаж. Ее горделивая осанка и милостивый жест руки, принимающей драгоценности, свидетельствуют о спокойствии и уверенности в себе.
Маловероятно, что настоящая невестка Авраама обладала подобным характером, но ведь мастер изобразил не просто библейскую сцену, а соединил ветхозаветную историю с определенным персонажем. Поэтому мы с легкостью представляем эту Ревекку, которая прогуливается в венецианской толпе, а не носит раз за разом наполненные водой кувшины.
Однако напоминанием о месте и времени развития событий служат следующие моменты. В руках у Ревекки — посох, врученный ей Елеазаром. По библейской символике, посох является символом власти. Можно предположить, что данная деталь намекает на положение рода Авраама (в давние времена рабы и слуги считались частью семьи, и их порой наделяли полномочиями говорить от имени господина, как и было в этой ситуации). В левой части полотна расположены другие женщины, пришедшие набрать воды, на заднем плане слуги хлопочут возле отдыхающих после долгого пути верблюдов.
Эту картину и другие яркие работы мастеров прошлых в изобилии представлены в коллекции Музея западного и восточного искусства, который находится по адресу: Пушкинская, 9.
Подготовил Андрей РАЙКОВ.