Номер 19 (1165), 31.05.2013
Два года назад прошел первый Одесский международный литературный фестиваль, который организовали Одесский литературный музей и московский журнал "Октябрь". Фестиваль проходил накануне открытия в Одессе памятника писателю и состоял из более сорока мероприятий - встреч, вечеров, кинопросмотров, спектаклей, концертов и т. п.
В нынешнем году литературный фестиваль был посвящен 120- летию со дня рождения Владимира Маяковского.
С Одессой поэта связывают некоторые знаменательные события его жизни. Так, в 1914 году в нашем городе он работал над главами своей поэмы "Облако в штанах", где шла речь и о его чувстве к одесситке Марии Денисовой. Десять лет спустя у Маяковского состоялось знаменательное выступление, где он впервые концептуально объяснил свою необычную манеру писать стихи "лесенкой", что позже получило развитие в знаменитой статье "Как делать стихи". По сценарию В. Маяковского на Одесской кинофабрике в 1928 году был снят фильм "Октябрюхов и Декабрюхов". Именем поэта назван переулок в центре города.
На этот раз фестивальная программа была не менее насыщенной, чем в 2011-м году. Тем более, что отмечались еще две даты, без которых невозможно говорить о русской прозе ХХ века. Речь идет о 85-летии романа Юрия Олеши "Три толстяка" и аналогичной дате романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев".
В ходе фестиваля в Одессе состоялись творческие встречи, дискуссии, презентации, мастер-классы, вечера поэзии. Свои новые книги представили украинские издательства. Особый интерес вызвала видеовыставка "Маяковский навсегда", которая была специально подготовлена Государственным литературным музеем Москвы для одесского фестиваля. Она представляла собою видеоверсию легендарной выставки "20 лет работы Маяковского", которая дополнена новыми поступлениями: "Левый марш" и "Маяковский в мастерской РОСТА" А. Дейнеки, материалами из коллекции В. Катаняна и Л. Брик, а также редкими портретами и иллюстрациями, личными вещами поэта.
Константин РИТИКОВ.
На фото А. Кучеренко:
открытие фестиваля в Литмузее.