Номер 18 (865), 18.05.2007
Нет уже в Одессе площади Полярников (вернулось изначальное наименование Михайловская), но остались улица Ширшова, переулок Кренкеля. Это фамилии людей, участвовавших вместе с Папаниным и Федоровым в дрейфе станции "Северный полюс-1".
Хотя (в отличие от Петра Петровича Ширшова) биография Ивана Дмитриевича Папанина напрямую не связана с Одессой, его в какой-то мере можно считать почти нашим земляком у нас одно море!
Года три назад "Реклама "Порто-франко" опубликовала интервью с дважды Героем Советского Союза, кавалером восьми орденов Ленина, доктором географических наук, контр- адмиралом И.Д. Папаниным (статья "По дуге Полярного круга"). Приведу малоизвестную, можно сказать, авантюрную историю, не вошедшую в публикацию.
Я счастливый человек, сказал Иван Дмитриевич. И повезло мне с самого начала. Повезло родиться в Севастополе, на Корабельной стороне. Повезло иметь отца-моряка и деда-моряка. Повезло мальчишкой пойти работать учеником токаря в севастопольские военные мастерские. Повезло, наконец, начать военную службу не где-нибудь, а на Черноморском флоте и там же встретить революцию.
"Не распускать нюни, что бы ни случилось", "один за всех и все за одного", "не подкачай, браток", "не трепаться, а делать" вот девизы моего детства и юности. Чувства коллективизма, товарищества, братства завязывались во мне и моих сверстниках уже тогда крепкими морскими узлами.
Вспоминаю гражданскую войну. Оккупированный войсками Врангеля Крым. Наша Повстанческая армия действует по тылам. Плохо с оружием, боеприпасами. Мне поручено добраться до штаба Южного фронта к Фрунзе и доложить обстановку. А как пробраться через Перекоп? Но для красного матроса-черноморца не должно быть невозможного. Договорился я за тысячу николаевок с турками-контрабандистами, засунули они меня в мучной куль и пронесли мимо таможни на фелюгу. Плывем в Турцию. Стою палец на курке: чую неладное хотят в море меня вышвырнуть. "Нет, думаю, так легко вы меня не возьмете". Вдруг на мое счастье мотор зачихал и фелюга ни туда, ни сюда. Ну, помог я им, починил мотор. Десять раз скажу спасибо учителю своему, рабочему-мотористу, за науку. А контрабандисты меня все-таки обманули: высадили не в Трапезунде, как договаривались, а в Синопе. Вот эти двенадцать дней, что я добирался под видом глухонемого дервиша до Трапезунда, где был наш советский консул, мне дались трудней всего. Не из-за голода и опасности, а потому что боялся подвести своих, не успеть с помощью. Успел! Михаил Васильевич Фрунзе дал тогда оружие, боеприпасы, катер для десанта, и мы высадились вовремя в тылу белых... За эту операцию в 1920 году я получил свою первую награду орден Красного Знамени.
Добавим слова из характеристики, которую дал Ивану Дмитриевичу начальник "Главсевморпути" академик Отто Юльевич Шмидт (кстати, учившийся в Одессе), рекомендуя его в качестве руководителя экспедиции "СП-1": "Папанин человек, который в особой, обостренной степени обладает чувством цели".
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.