Номер 15 (1161), 19.04.2013
Школа № 79, скромно расположившаяся на Водопроводной недалеко от Привоза, отмечает свое 75-летие.
- Знаете, чем отличается мечта от идеи? - начал нашу беседу директор школы Сергей КОПАЧ. - Идею начинают воплощать в жизнь, а мечта - нечто более отдаленное, направление, куда следует двигаться. Не скажу, что мечтал быть директором. Это, скорее, результат ряда причин и следствий, вызванных житейскими обстоятельствами. Мне повезло в свое время встретить такой коллектив и таких наставников, что школа с тех пор стала для меня тем самым, о чем говорят: это - мое.
- Как же это произошло?
- Учился в университете заочно, занимался научной деятельностью. Нужен был трудовой стаж, я и пришел в школу № 72, где была вакансия учителя физики. Решающим фактором, наверное, оказалась та искренняя и доброжелательная атмосфера, в которую я попал, поддержка директора Лидии Васильевны Борисюк, очень многому научившей меня как педагога и как руководителя. В ее кабинет можно было прийти с любым вопросом. Я очень благодарен ей за науку. Да и успехи сыграли большую роль: с первых же лет работы мои ученики вышли на областной, а потом и всеукраинский уровень, участвуя в олимпиадах, защищая работы по физике на Малой академии наук. Родители стали просить, чтобы их дети учились именно у меня, а это для начинающего учителя тоже немалый стимул, ответственность, интерес...
- Этот интерес, как мне известно, вылился в победу на областном конкурсе среди физиков "Учитель года"?
- Да, такие конкурсы очень важны для учителя, чтобы не останавливаться, "не вариться в собственном соку", искать новые формы, методы, способы заинтересовать учеников и коллег... Мы стремимся поддерживать конкурсный дух и внутри школы; думаю, неплохое подтверждение этому - недавно прошедшая аттестация, во время которой наши учителя приготовили, кроме обязательных открытых уроков и портфолио, суммирующего опыт работы, интересные презентации. Каждый учитель, работая над определенной проблемой, представил коллегам результаты своего поиска. В этом большая заслуга заместителя директора Русланы Богдановны Сидоренко. Для меня в первые годы директорства было очень важно, что в коллективе есть такие специалисты, как И. Н. Корсун, на которой держится воспитательная работа в школе, Е. Н. Лишик, А. Л. Тымчинская, Т. П. Шевченко, Н. И. Милеева, О. Е. Пирогова, Е. С. Петимкина, Л. Л. Полянская... И обязательно хочу отметить молодых, но очень перспективных педагогов О. А. Макарук и недавно назначенного заместителя директора Е. И. Прысакар, а также завхозяйством В. П. Бойко.
- Но вернемся к вашему пути в педагогике...
- Через пять лет работы меня назначили завучем, это дало большой организационный опыт. И когда объявили набор в школу резерва руководящих кадров при управлении образования, подготовил для участия в конкурсе свой проект. Не могу не отметить помощь Натальи Владимировны Савельевой, возглавлявшей тогда городское управление образования. У нее редкий талант поддерживать молодежь, которая к чему-то стремится.
- Вы умолчали, что выдержали довольно жесткий отбор - желающих пройти школу резерва было чуть ли не полторы сотни, а прошли всего два-три десятка. Но у вас есть свое видение системы образования и ее будущего, и вы успешно защитили свой проект. Можно о нем подробнее?
- Я - за развитие авторских школ в педагогике. Прошли времена, когда все мы "ходили строем", делая "так, как все, только еще лучше". Ни в коем случае не умаляя значения традиционной системы образования, считаю, что все-таки надо идти в ногу со временем. Теперь приоритет отдается развитию личности. Творческий поиск учителя, его любовь к детям - основное в нашей профессии, и случайные люди в ней задержаться не могут. Кто же мешает нам создать такой педагогический коллектив, в котором каждый учитель сможет раскрыться как личность, а значит, сумеет раскрыть личности своих учеников?! В перспективе (или пока в мечтах) - создание специализированного учебного заведения. Но, если я, например, - физик, это не значит, что все в моем классе должны быть непременно физиками и программистами. Они должны быть настолько развитыми людьми, чтобы не потеряться в современном мире, а одному учителю, каким бы талантливым он ни был, это не под силу, нужен талантливый педагогический коллектив. Над этим мы сейчас и работаем...
Мы попросили учащихся разных классов объяснить, почему они любят свою школу.
Валерия КРИЧУН, 8-А класс: "Если бы не школа, я не имела бы столько знаний. Школа дает нам дорогу в жизнь. Здесь мы проводим самые лучшие годы - это детство и юность. У нас останутся самые разные воспоминания: смех на уроке, молчание у доски. И, конечно же, школа дает нам лучших друзей, которые, может быть, останутся на всю жизнь. Ценю каждый прожитый школьный день. Иногда нет желания идти в школу или делать домашние задания, но я помню, что все это прежде всего нужно мне. И к тому же делать домашнее задание бывает очень интересно, особенно, когда есть желание. Еще я уверена, что советы, которые дают нам учителя, помогут в дальнейшей жизни. Я люблю тех ребят, которые учатся со мной, какими бы они ни были, ведь за годы учебы мы стали большой семьей. Я рада, что учусь в лучшей школе города, школе № 79".
Аделина КАТРИНИЧ, 9-Б класс: "С самого первого класса я учусь в этой школе и хожу сюда, как на праздник. Здесь мои друзья, мой второй дом, внимательные учителя, которые всегда помогут. Иногда, конечно, бывает лень ходить в школу, но ведь понимаешь: ученье - свет, а неученье - тьма. Здесь очень дружелюбная атмосфера, постоянно какие-то праздники и концерты. Часто гуляем вместе с ребятами. Потому моя школа - самая любимая, и разве можно ее не любить?".
Екатерина ЯХНО, 11-Б класс: "Буквально через несколько месяцев я закончу школу. И почему-то перед уходом хочется сказать не об учителях и одноклассниках, а о моем настроении. О тех эмоциях, которые я пережила в родной школе. Но, фактически, речь идет и о преподавателях, и о школьных друзьях, ведь этим эмоциям способствовали именно они... Наверное, такого ощущения полного спокойствия и близости с людьми, которые меня окружают, у меня никогда не было. Сколько пережито вместе веселых моментов, волнений, стрессов! К сожалению, школа за последние годы стала занимать большую часть моей жизни. Почему к сожалению? Потому, что скоро всего этого не станет, и придется заполнять образовавшуюся пустоту новыми людьми, знакомствами, чувствами. Мы стали огромной семьей: часто ссоримся, но как сближаемся, особенно на контрольных!
Может быть, эти мои обычные учебные будни, выполнение всяческих рефератов и презентаций, попытки доказать свои знания - это и есть один из немногих родов деятельности, в котором я себя чувствую, как в своей тарелке".
Подготовила Ирина ЮРИНА.
На фото:
выступает директор школы
Сергей Копач.