Номер 15 (605), 29.03.2002
(Окончание. Начало в №№ 11, 12.)
Когда Раиса Недашковская говорит, что, играя убийцу Марата, она почувствовала, что притягивает, как проводник, страшные кровавые времена французской революции, ей веришь. Рождаются, видимо, люди с душевной структурой медиумов. И, возможно, права актриса, утверждая, что смерти нет, а есть только перевоплощение. И если раньше большинство людей рождалось со стертым в момент появления на свет знанием о прежней жизни, то сейчас все больше людей, которым при определенных обстоятельствах их прежняя жизнь напоминает о себе. Так было с самой актрисой в Испании, когда в Барселоне, в музее Пикассо, среди его ранних работ, в которых не было еще кубизма и прочего, что отличало его позднее творчество, она увидела портрет молодой женщины. Вначале ей казалось, что портрет привлек ее тем, что напоминал портреты Эль Греко любимого испанского художника Недашковской. Но вдруг что-то пронзило сердце актрисы, и она разрыдалась. И всю долгую дорогу по равнинам Андалузии, где веером совсем как в стихах Лорки открывались перед ней масличные аллеи, она рыдала. Читала Лорку и рыдала. Ни природа Мурсии, ни красоты Альгамбры, ничто не могло ее успокоить. И лишь когда из Гренады группа приехала в Толедо, все прошло. Что это было? Память о прошлом воплощении? Сходства с портретом не было, но кто знает?
Чудеса нередко сопровождают Недашковскую. Иначе как чудом не назовешь случай на съемках у Наталии Бондарчук в Фильме о Пушкине. Должен был сниматься эпизод, в котором у стен монастыря актриса читает поэту "Плач Ярославны". Погода не заладилась. Пропадал съемочный день. И вдруг с затянутого тучами неба на облюбованную режиссером и оператором площадку упал яркий луч солнца. Он освещал съемочную площадку пока актриса читала свой монолог, а затем исчез, погас...
Раз речь зашла о кино, я не могла не спросить актрису о двух ее ролях: о Лялечке в "Гадюке" (потому что этот фильм Ивченко снял по сценарию моего отца Григория Колтунова) и о героине фильма Аскольдова "Комиссар" (эта картина почти 20 лет пролежала "на полке" и принесла немало неприятностей ее создателям).
Оказалось, что и с "Гадюкой" не обошлось без чудес. Молодая актриса мечтала о роли героини, Ольги Зотовой, мечтала сниматься у своего любимого педагога (в Киевском институте театра и кино Недашковская училась на курсе В. Ивченко), но знала уже, что Ольгу будет играть Нинель Мышкова. И вдруг кузина, гадая на картах, предсказывает ей, что она будет играть в "Гадюке". Надо сказатъ, что Недашковская противница гадания. Слово материально, считает она. Не следует вопрошать судьбу, бывает, даже нелепое гадание искажает, деформирует под себя чью-то жизнь. В уже упомянутой поэме "Причинна" Тарас Шевченко предостерегает от гаданий.
Словом, отмахнулась Раиса от предсказания сестры, да вдруг случилось чудо ее пригласили на роль Лялечки. "Жаль только, что не дали "развернуться" в этой роли, в последнем эпизоде", вздыхает актриса.
В "Комиссаре" Недашковская играет молодую еврейку из заштатного городка (съемки шли в Каменец-Подольском), на руках которой шестеро маленьких детей и нелепый лысый уродец-муж (Ролан Быков). Недашковская не старалась картавить, говорить с акцентом, хотя сама мелодика построения фраз была по шолом-алейхемовски красочно еврейской: "Красная кавалерия нашла время и место рожать" говорила она, пряча у себя в домишке роженицу-комиссаршу (Нонна Мордюкова). Недашковская хотела войти не просто в образ, а в душу своей героини, которая изо дня в день, от зари до зари обхаживает шестерых проказников, стирает, моет, чистит, варит, успокаивает ревнивца мужа, и все это делает с бесконечной любовью и терпением...
Детей собирали по всем одесским школам. Искали похожих на "родителей". Обид и слез (детей и мам), было много. Наконец отобрали шестерку картавых и шепелявых (из-за отсутствия передних зубов) еврейских детей. Трое были похожи на Раису, трое на Ролана. Дети оказались очень способными. Свои роли они озвучивали сами. И каждое утро они говорили: "Мама Г-гая, здгавствуйте!"
Эта картина тяжелая, но светлая, говорит Недашковская. А вот в фильмах по Гоголю я отказалась сниматься (в роли ведьмы). И вообще их нельзя ставить. Особенно "Вий". Что-то ведь Гоголь такое знал. Что-то открылось ему перед смертью. Ведь недаром он сжег вторую часть своих "Мертвых душ" не хотел, чтобы написанное им материализовалось. Пришли к нему какие-то откровения о будущем России. И умер он в муках, и после смерти не было ему покоя. Страшно сказать, но известно, что он перевернулся в гробу. А ведь просил не хоронить его сразу. Да, это все очень страшно...
А Гарсиа Лорка писал: "Если умру, не закрывайте балкона..." (читает стихи), или "Если умру я, схороните меня с гитарой..."
Свой театр в планетарии Раиса Недашковская называет Духовным театром. И когда, выходя под звездный купол, она произносит: "Начинается плач гитары, разбивается чаша утра...", в сердцах слушателей разбиваются льдинки, и в душе расцветает заря.
Елена КОЛТУНОВА.