Номер 14 (1454), 18.04.2019

И СНОВА ТЕАТР - В ФОТООБЪЕКТИВЕ

В помещении Одесского ТЮЗа до 20 апреля можно было увидеть работы финалистов международного конкурса театральной фотографии "Театр в фотообъективе".

В этом творческом состязании приняли участие 73 любителя и профессионала из Украины, Беларуси, Эстонии, Израиля, Боснии и Герцеговины, Ирана, России. Жюри, в состав которого вошли известные мастера из шести стран Европы и Америки, выделило 37 работ в пяти категориях. Среди авторов оказалось несколько наших земляков.

Победителями в отдельных номинациях стали Анна Шац и Катя Васильева. Третье место - у Юлии Сущенко. Специальным призом жюри отметило работу Владислава Золина. Зрители же отдали свои симпатии Тамаре Каганович и Юлии Гладаренко.


- Наша задача оказалась непростой, - признается член жюри Изя Шлосберг (США), - пришлось выбирать из множества замечательных фотографий. Проблема в том, что искусство - это не спорт и не математика. Критерии правоты, которые можно сформулировать на спортивной площадке или с калькулятором в руке, в творчестве не работают. Да простят неотмеченные мной участники фотоконкурса, в своем выборе я исходил из того, насколько идея фотографа мне показалась цельной и интересной.

По мнению другого члена жюри, белорусского фотохудожника Сергея Ждановича, театральная фотография - одна из самых сложных, она требует полного внимания, концентрации и в определенном смысле "чутья" момента, сцены, ракурса. И удачные снимки приходят с опытом и практикой.

В этом с ним солидарен коллега из Грузии Юрий Мечитов: "Я давно снимаю театр, но могу похвалиться всего несколькими снимками. Ведь снимая фотографии в театре, мы имеем дело с лишенным звука и других прелестей живого исполнения двумерным изображением, которое просто ничто по сравнению с тем волшебством, которое может дать Театр.

Ряд полезных советов дала участникам конкурса эстонский член жюри Елена Вильт: "Друзья, будучи фотографом, во-первых, нужно много учиться, причем не просто техническим моментам, но и художественным. Во-вторых, постоянно всесторонне развивать саму личность фотографа - с целью выявления индивидуального художественного почерка. Конечно, все зависит также от цели. Выучиться на фотографа, выйти на профессиональный уровень и освоить секреты мастерства помогут специализированные курсы, где преподают основы традиционной фотографии, технические моменты, постановку света, правила композиции и ритма, то есть учат фотографии как ремеслу и средству общественной коммуникации. Но для фотохудожника, желающего освоить специфику работы с театральным пространством, так же как и для всех занимающихся фотоискусством и работающих в контексте создания художественного образа, образование в сфере культуры и искусства нужно обязательно. Причем непременно в сочетании с хорошей подготовкой по классическому рисунку. А сама способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для фотохудожника нормой, образом жизни. Это необходимо как для сохранения высокого качества создаваемого им художественного образа (что в итоге напрямую влияет на информационную грамотность населения в целом), так и для становления настоящим и признанным мастером фотографического искусства. Ведь кто такой современный фотохудожник, если не тот же искусствовед? А потому он должен свободно ориентироваться в актуальной эстетической и художественной проблематике, а также в практике художественной жизни. В современных условиях он не только творец истории, участвующий в культурном развитии общества, но и исследователь истории и теории искусства, а также активный участник визуализации художественного процесса и его архивирования. Только на основе синтеза пространственных искусств и различных художественных дисциплин можно составить более или менее объективную картину дальнейшего развития самого себя, определиться с направлением собственного "фотопочерка, разрешить серьезную задачу - определить свое место в идеологическом поле современной фотографии".

А. Т.