Номер 13 (603), 13.03.2002

УЧИТЕСЬ ЧЕСТНО РАБОТАТЬ НА ЧУЖОЙ БИЗНЕС

(Продолжение. Начало в № 12.)

В течение двух дней пребывания в Одессе председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель успела побывать на трех рынках (вообще-то, программа у нее была более обширная: встречи с предпринимателями, журналистами и т.д.) – на рынке г. Южного, на промрынке "7-й километр" и на продуктовом рынке "Южный". Впечатления – самые разные. Отрадное впечатление на А. Кужель произвел рынок "Южный": мясной корпус оборудован по европейским стандартам, таким же планируется рыбный корпус (после реконструкции). Рыночный сбор хотя и не маленький – в день 2,95 грн (при 18 грн за аренду), но за эти деньги предприниматель получает спецодежду, подносы, электронные весы, словом, все необходимое. В Вознесенске при таком же рыночном сборе и арендной плате предприниматель еще вынужден доплачивать за инвентарь. То же в Голой Пристани, где рыночный сбор вообще достигает 3,6 грн в день.

Не лучше картина в г. Южном. Рыночный сбор 2,5 грн не предусматривает никаких услуг. Услуги предоставляются по таким завышенным расценкам, что вызвали горькую шутку нашей гостьи. Глядя на прейскурант, вывешенный у входа на рынок и на невесть откуда взявшуюся проволочную петлю рядом, Кужель сказала: "Да, глядя на эти цены, остается только взять и повеситься. – И добавила – здесь с ситуацией должен разбираться Антимонопольный комитет".

Зато промрынок "7-й километр" Александру Владимировну порадовал. Администрация рынка по десятилетней программе его развития должна постепенно заменить железные контейнеры небольшими магазинчиками. Часть таких магазинчиков уже заняли свое место. Выглядят они вполне современно, но и здесь не обошлось без замечаний. В магазинчиках не предусмотрено отопление, без которого даже в нашем южном регионе зимой не обойтись. И еще одно замечание сделала Кужель, показав тем самым, что никакие нужды предпринимателей ей не безразличны. Речь шла о необходимости создания, наряду с платными туалетами, ряда бесплатных (содержащихся также в чистоте и порядке). Ведь не секрет, что порой предприниматель, потратив за рабочий день 1 грн на туалет, может и не иметь почина. На небольших районных рынках такая картина может продержаться даже два-три дня. (Пусть бы пускали в туалеты бесплатно по справке об уплате рыночного сбора – Е.Г.). Как положительный момент отметила Кужель то, что на промрынке "7-й километр" введено новшество: рыночный сбор (1 грн) берут не за метры (размер площади учитывается в арендной плате), а за место. Такая система, уникальная для рынков Украины, позволила внести в бюджет почти 1,6 млн грн только за счет рыночного сбора. Что касается размеров арендной платы, то за магазин площадью 120 кв. м арендатор платит 2 тысячи грн в месяц. Много? Но предприниматели считают, что такая арендная плата им по карману, что расходы окупаются, что путь к благосостоянию лежит через рынок. Действительно, многие предприниматели пришли в бизнес через рынок. Кужель привела такую цифру: на рынках Украины сегодня торгуют 7 миллионов человек. "Министр предпринимательства" отметила, что за последние годы на рынках сменился контингент торгующих: хозяев сменили реализаторы. Хозяева же крепко стали на ноги, развили свой бизнес, открыли фирмы, магазины, из "челноков" превратились в цивилизованных предпринимателей. Да и нынешние реализаторы со временем могут стать собственниками. О четко наметившейся тенденции становления класса предпринимателей свидетельствует следующее: во время презентации в Киевском офисе ООН программы борьбы с бедностью неожиданностью стали данные опроса части населения, по которым примерно 50 % опрошенных заявили, что не считают себя ни малоимущими, ни даже "середняками". Этих людей А. Кужель относит к потенциальным или уже состоявшимся предпринимателям.

Долг государства – помочь этим людям в их становлении. Такая поддержка окупится тем, что позволит высвободить средства на социальные нужды, на помощь необеспеченным слоям населения, на помощь детям и инвалидам.

Но не все так просто. Программа реорганизации рынков в торговые центры сталкивается с разобщенностью интересов собственников рынка и предпринимателей. Далеко не все собственники рынков (особенно в глубинке) относятся добросовестно к взятым на себя обязательствам. Понятно, что рынок будет процветать только тогда, когда собственник рынка будет представлять предприимателю услуги, соответствующие уплаченным за них деньгам. Однако на многих рынках предприниматель, а зачастую он же и производитель сельскохозяйтсвенного продукта, не получает и элементарных услуг. Грязь по колено, ржавые, ломаные прилавки, допотопные весы – вот приметы рынков, где основная цель хозяина – хапнуть побольше и сразу в свой карман.

К сожалению, большие претензии приходится предъявлять в этом отношении к потребкооперации, которая, по мнению А. Кужель, злоупотребляет своим положением на рынках, отданных, кстати, этой структуре не в собственность, а только лишь в аренду.

(Окончание следует.)

Елена ГРИГОРЬЕВА.